ПОСЛАНИЕ
Предстоятелей Православных Церквей
по случаю начала празднования 2000-летия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа


1. Мы, собравшиеся с Божией помощью Предстоятели, милостью Божией, Святейших Православных Церквей и совместно литургисавшие в Вифлеемском Святом Храме Рождества Господня, сегодня, 25 декабря 1999 - 7 января 2000 года, в праздник Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, посылаем из Богоприемного Вертепа целование любви всем находящимся в мире братьям и сослужителям нашим и благословение от Бога всей полноте Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви вместе со всеми верующими во Христа людьми во всем мире. Радуйтесь всегда, братья, о Господе Боге нашем.

2. Хвалу и славословие воссылаем в Троице поклоняемому Богу нашему, времена и лета во Своей власти положившему, за то, что сподобил нас благополучно дожить до этой исторической даты вочеловечения Господа нашего, прибыть в то место, "где стояли ноги Его" (Пс. 131,7), где Его безмерная любовь "преклонила небеса и сошла" (II Цар. 22,10) ради спасения мира. На этом рубеже окончания второго по Рождестве Христовом тысячелетия в Апостольском и Святоотеческом Предании пребывающая Церковь Христова стоит со страхом перед неизреченным человеколюбием Бога, Который Своей любовью видоизменяет время из носителя тления и смерти в фактор жизни и бессмертия и из простого показателя календарных перемен, применяемых для устроени человеческого жития, в опыт вечности.

3. Для нашей Православной веры Воплощение Сына и Слова Божия в определенное время и в конкретном месте прежде всего являет освящение истории и мира путем преображения их в Царствие Божие. Деление истории посредством Божественного Воплощения на отрезок времени до Рождества Христова и после Него напоминает человеку, что с того дня история уже мыслится и рассматриваетс не с точки зрения силы мира сего, политического, военного или экономического могущества, как бы оно временами ни господствовало, а с точки зрени Царства любви Божией, которая имеет главную причину в истории и приход которой во времени означало Рождество Господа от Духа Свята и Марии Приснодевы.

4. В сознании этой истины празднуя день Рождества Господа Иисуса Христа в этом святом месте Его явления, взираем на истекшее двухтысячелетие исторического бытия Церкви в благодарении ко Господу и ее Зиждителю, поскольку Святым Духом Он сохранил ее невредиму, хотя зачастую воинствующую даже до крови, в подтверждение Его слов, что "врата адовы не одолеют ее" (Мф. 16,18). И действительно, историческая жизнь Церкви за этот продолжительный период времени была победоносной бранью с разнообразными врагами, так что ей нечем хвалиться, разве только, по Апостолу, "немощами" (II Кор. 12,5) своими, она, словно "порфирой и виссоном", украшалась кровью своих мучеников, непрестанно орошалась "токами слез" своих преподобных подвижников. Поэтому наша Православная Церковь продолжает демонстрировать современному миру Крест Господа "кроткого и смиренного сердцем" (Мф. 11,29), любящего всякого человека, независимо от расы, цвета кожи, пола или иного различия, и, конечно, грешного и "меньшего брата", которого сильные мира сего зачастую приносят в жертву, словно никчемную вещь, ради достижения своих целей.

5. За этот двухтысячелетний период своей жизни Церковь Христова часто получала раны в результате неудач и греховности своих членов, пастырей и пасомых и подавала повод внешним, дл вида или на самом деле, для критики или выступления против Всесвятого своего Создател и Его честнаго Тела, "иже есть Церковь" (Кол. 1,24). Самым трагичным выражением этого факта явилось во многом обязанное человеческому эгоизму и прочим человеческим слабостям разделение христианского мира, которое не может оставить равнодушными любящих Церковь и, конечно, Епископов, которые поставлены Богом в качестве стражей ее единства. Соблазн разделени христианского мира, доставшийся нам в наследство в результате обстоятельств и событий двухтысячелетнего бытия Церкви, находится перед нами как зияющая рана, об уврачевании которой все мы призваны неустанно молиться, постоянно заботиться и неусыпно трудиться. Мы также искренне и глубоко сожалеем о существовании расколов внутри нашей Святой Православной Церкви. Мы еще раз осуждаем эти расколы и призываем всех раскольников вернуться в лоно канонической Церкви.

6. И теперь, "забывая заднее и простираясь вперед" (3 Фил. 3,13), по выражению Апостола Павла, мы взираем на новое тысячелетие с верою в промысл, любовь и милость Всеблагого Бога и в то же врем глубоко осознаем многосложность проблем, кризис эпохи и тревогу, которая охватывает современного человека. Как пастыри Православной Церкви, которая всегда была помощником человеку в его проблемах, мы не можем быть безразличными ко всему тому, что новое тысячелетие предвещает человеку, и, в частности, к тому, что, словно обоюдоострый меч, обещает решить проблемы и избавить от несчастий, но в то же время угрожает новыми бедствиями выживанию человека как "образа Божия" и творения "добра зело". Исповеду поэтому Воплотившегося и Воскресшего Господа как Сына Божия, единственного Спасителя человека и всего мира, как Зиждителя Святой Своей Церкви, проповедуем и мы, как Он проповедовал и повторили наши Отцы, покаяние как единственный путь спасения для всякого человека, на всякое время, во всякую эпоху и при всяком обстоятельстве.

7. Тот факт, что настоящее Евхаристическое Собрание Предстоятелей Православных Церквей совершается во Святых Местах Вифлеема, явл наше единство и приемля Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Небеснаго Отца и причастие Святаго Духа, призывает нас коленопреклонно и молитвенно сообщить ближним и дальним эту небесную Ангельскую весть, которая звучала в ту таинственную ночь Божественного Рождества Искупителя: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2,14). Поэтому мы направляем из данного священного места воззвание к руководителям мира сего, чтобы обеспечили и укрепили многовожделенный мир в этом регионе и для всех живущих здесь народов, уважая веками освященный режим - статус-кво - Святых мест. Паломничество в мирные времена всех христиан мира в эти Святые места является особым благословением и духовным о Христе трезвением и обновлением всякого христианского сознания, потому что в них мы ощущаем, по осознанию Отцов VII Вселенского Собора, "выросшего в них, явившегося и плотию познанного и нас от заблуждения избавившего Христа Бога нашего" и поклоняемся Ему. И стоя на этом Святом месте, мы чувствуем важность слова Святого Отца нашего Афанасия Великого о вочеловечившемся Господе: "Ибо Сей вочеловечился, дабы мы обожились, и Он явил Себя телом, чтобы мы имели представление о невидимом Отце".

8. С этого священнейшего места и во имя Начальника мира Иисуса Христа мы с великой к ним любовью призываем все народы и их руководителей трудиться ради прекращения войн и ради общени мирными средствами возникших между ними разногласий, всеми силами продвигая и возделыва дух примирения. Православная Церковь готова этому содействовать имеющимися в ее распоряжении средствами, которые отнюдь не политического, а только духовного характера, с тем чтобы религия перестала быть, как это случалось в прошлом, причиной или поводом войн и явилась постоянным фактором мира и примирения. Проникнутые этим духом, мы обращаем взор к прочим великим религиям, в частности, к монотеистическим религиям иудаизма и ислама, намереваясь создать наиболее благоприятные предпосылки диалога с ними ради мирного сосуществования всех народов. На основании содержания Евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в каком бы виде они ни проявлялись.

9. Кроме того, с этого места и во имя "Себ предавшего за жизнь и спасение мира" Господа Иисуса мы сердечно протягиваем руку человеколюбивого сочувствия и помощи всем тем, кто подвергается дискриминации какого бы то ни было вида по единственной причине естественного, социального или культурного различия. Ожидаемый рост перемещения населения в новом тысячелетии, возможно, создаст ряд проблем и сделает необходимым сосуществование и мирное сожительство различных культур. Этого не следует добиваться путем поглощения специфических особенностей культур в котле уравнительной и монополистской глобализации.

Мы также считаем необходимым обратить внимание всех верующих во Христа на появление нового вида идолослужения путем обоготворения насилия, денег и удовольствий, которые безумно грозят заменить в жизни людей Троичного Бога любовь, свободу, неповторимость человеческой личности, а также предвкушение приобщения к вечному царству Божию, как единственному истинному смыслу человеческого бытия.

10. Проникнутые высоким чувством пастырской ответственности перед нашей паствой, мы хотим осудить проведение со стороны некоторых инославных исповеданий и религиозных групп прозелитизма в тех регионах, где на протяжении столетий Православная Христова Церковь осуществляет свою пастырскую заботу. Если они не примут во внимание существующую церковно-каноническую структуру, принципы христианской нравственности и элементарную этику взаимного на истинно христианском уровне уважения и понимания, тогда последствия будут неприятными в результате тех проблем, которые возникнут в новом тысячелетии между самими этими христианами. Мы питаем надежду, что эти церкви и группы будут уважать канонические права, свободу и истину каждой из Православных Церквей.

11. Наступление третьего тысячелетия по Рождестве Христовом находит человека перед лицом бурного научного прогресса, который при техническом содействии обещает избавление от многих болезней и улучшение качества человеческой жизни. Церковь с большой радостью приветствует эти усилия, однако отмечает опасность, котора кроется в радикальном вмешательстве человека в структуру и состав генетического вещества живых существ, а также губительность необдуманного и эгоистического вмешательства человека в окружающую природную среду, в результате чего нарушается баланс, обеспечивающий жизнеспособность этой среды. Перед лицом этой опасности мы взываем ко всем ответственным лицам, чтобы они, устанавливая границы, в которых может развиваться наука, обеспечили свободу и уникальность человеческой личности и целостность творения Божия.

Кроме того, взрывоопасными кажутся для нового тысячелетия большие социальные проблемы, от которых уже страдают отдельные лица и целые народы. Таковы безработица, голод, увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, жестокая форма труда, торговл человеческой жизнью, неизлечимые болезни и тяжкие человеческие страдания. И особенно важным Православная Церковь считает решение критических проблем, которые занимают молодежь нашей эпохи, от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации которой зависит во многом будущее человеческих обществ и человечества вообще. Обращение к "похоти плоти и похоти очес" (1 Ин. 2,16), лжеименному разуму религий и идеологий, применение наркотиков и необдуманный отход от жизни в Боге к сумасбродной форме жизни вводят дух разложения и в результате вызывают преждевременный духовный и биологический маразм молодежи. Промышление, любовь и особое "пастырское попечение Церкви о детях и молодежи, по образцу благословения и любви к ним вечного примера для молодежи - Господа Иисуса, будет постоянным и неизменным, с тем чтобы творчество молодежи в области Евангельской веры и жизни в Церкви стало плодом сладким миру. Само собой разумеющимся являетс распространение пастырской заботы Церкви и на богоданный институт семьи, которая всегда и обязательно утверждалась на святости священного таинства христианского брака. Источником вдохновения, силы и просвещения в решении всех упомянутых проблем является свет Евангелия и деятельная жизнь святых нашей Церкви.

В этом духовном свете и путем критерия уважени прав человека в международной сфере необходимо контролировать наблюдаемые тенденции к реорганизации, посредством которой стремятс достичь новых государственных образований, или путем дробления существующих или унификации уже существовавших единиц. В этой эволюции необходимо учитывать свободу воли заинтересованных народов, и нельзя навязывать силой или заочно им эти идеи. При сем отвергаем любую тенденцию к национализму или расизму, стремящемуся изменить Православную Экклезиологию.

12. Братья и чада о Господе! Это святое место Вифлеем озаряется ныне как место всемирного духовного интереса благодатию в Троице славимого Бога, и через нас направляет эту весть единства, любви, мира и благоволения всему миру. Долг каждого христианина - принять эту небесную весть как начало нового тысячелетия с чистым сердцем, смирением и покаянием. Пусть не обуревают нас чувства страха и пессимизма. Апостольская весть в данном случае - сама полезная и актуальная. "Упование не посрамит, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5,5).

Искупитель Христос дарует выход из любого тупика людям. Христос дарует миру Свой мир, как Он Сам сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14,27). Христос - Спаситель мира и каждого из нас. "Нет ни в ком ином спасения, и нет иного имени под небом, данного людям, которым надлежит нам спастись" (Деян. 4,12). Благотворное воздействие Святого Бога на мир превышает человеческую немощь, и "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18,27). Личное возрождение и освящение мы, православные христиане, черпаем из участия в священном таинстве Божественной Евхаристии, в котором приобщаемся Тела и Крови Господа во оставление грехов и в жизнь вечную. Поэтому ныне на сем Евхаристическом Соборе вместе со всей Православной Церковью благоговейно преклоняем колени перед Всесильным Господом, Который воссиял из Вертепа как Солнце Правды, в мире оставил образец жизни, на Кресте искупил нас от работы вражия и торжественным Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную. С этого места Рождества в мире Искупителя и Господа исходя и присно к Нему шествуя, надеемся, молимс и верим, что все мы, возрожденные Духом Святым, войдем в новое тысячелетие.

Братья, "все рожденное от Бога побеждает мир, и это - победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин.5,4).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.

Патриарх Константинопольский Варфоломей

за Александрийский Патриархат:
Митрополит Карфагенский Хризостом

за Антиохийский Патриархат:
Митрополит Пергамский Иоанн

Патриарх святого града Иерусалима и все Палестины Диодор

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Патриарх Сербский Павел

Патриарх Румынский Феоктист

Патриарх Болгарский Максим

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия

Архиепископ Кипрский Хризостом

Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва

Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий

за Церковь Чешских земель и Словакии:
Епископ Михаловский Иоанн

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев