По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

в Москве 5-10 марта 2000 года состоится
КОНГРЕСС КОНГРЕСС ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
  под девизом
  "Христианская свобода и независимость журналистики"

Астраханкина Татьяна Александровна,
председатель Подкомитета по вопросам нравственности Комитета Госдумы по информационной политике.



Уважаемые участники Конгресса !
Братья и сестры !


"Двадцатый век, на который мечтатели возлагают столько надежд, может быть, принесет нам одни разочарования. Вместо осуществления пылких химер может придти неожиданный и повсеместный упадок, признаки которого уже заметны - пророчески писал на рубеже веков наш великий публицист Михаил Осипович Меньшиков.
Сегодня, столетие спустя, можно с горечью повторить эти слова. Можно ужасаться судьбе Отечества, если национально-мыслящие, православные по духу люди не встанут на защиту России. Но кто подаст им зов? Кто неустанно будет поднимать забывшуюся в смертном сне нацию? Кто будет взывать к совести граждан?
Двести лет эту миссию в религиозной сфере несла Русская Православная Церковь, а в миру прежде всего - русская классическая литература.
Зародившаяся в эпоху империи, она была важнейшей формой национально-государственного самосознания и воспитания образованных классов. В лучших своих творениях она учила любви к Родине, гордости за свой народ, воспитывала бескорыстное стремление к истине, добру и красоте. Являлась связующей нитью между европеизированным "обществом" и народом, носителем духовных и культурно-исторических традиций. "Народ наш понимает христианство гораздо лучше, чем наше общество... Начала народной жизни взяты целиком из Православия... Поэтому нам нечего учить русский народ, а надобно у него поучиться. ...Я вновь принял Христа от народа, утеряв его в европейской школе", - писал Ф. М. Достоевский.
Проникнутая православным духом, великая русская литература самоотверженно несла идеалы правды и справедливости. Бесстрашно обращалась к власть имущим, к тем, кто как евангельский богач, одетый в порфиру и виссон, каждый день пиршествовал блистательно, забыв о несчастном Лазаре. Постоянно ставила вопрос о "голодных и раздетых людях", которым, по словам Н. С. Лескова, оставалось единственное право - "свободно умереть с голоду". Нещадно бичевала общественные пороки. Предупреждала о грядущих социальных катаклизмах. Взывала к милосердию. Заклинала не проливать невинную кровь, отказываясь принять гармонию, если в ее основу положена слеза единственного замученного ребенка. Недаром наших писателей звали "совестью России". Набат этой совести не смолкал ни в годы реакции, ни в революционном пожаре.
Достаточно вспомнить письма В. Г. Короленко к А. В. Луначарскому! В условиях довлеющего над обществом государства и жесткого идеологического контроля, литература была фактически единственным источником неофициальной правды о мировой жизни. Это ставило писателей в центр общественного внимания, превращало наиболее значительных из них в подлинных "властителей дум". Общественное признание и моральный авторитет литературы были необычайно высоки.
Литературные события приобретали общественное и политическое значение, а само литературное творчество рассматривалось как высокое гражданское служение.
Так было и в советские времена, когда с нетерпением ждали новых повестей В. Г. Распутина и В. Белова, появления очередной книжки "Нового мира". Равно и в первые перестроечные годы - люди жаждали правды о себе и своей стране, ее истории, религии, культуре, жизненных проблемах и ориентирах на будущее. Отсюда издательский бум и миллионные тиражи "толстых" журналов.
Разнузданная "свобода", прежде всего "свобода" прессы, ставшая орудием в борьбе за власть номенклатурных кланов, искусно направляемой историческими врагами России, оттеснила и "закрыла" для массового читателя великую русскую литературу. Место писателя в обществе заняли журналисты и "вещатели". Многоголосый хор с претензией на независимую правду, раздается со страниц газет, телеэкрана и заглушает голос литературы. Вытолкнутые на обочину общественной жизни, но жаждущие блага Отечеству, многие писатели обратились к поддержке политических партий и общественных инициатив, все больше сил отдавая общественной деятельности. Иные - ушли в публицистику или даже превратились в сомнительных интеллектуалов и производителей третьесортного чтива.
Из широкой общественной жизни уходит не только литература. Великая русская литература создала свою аудиторию, слой читателей, людей, способных воспринимать литературное слово, делать его мотивом своих поступков, питаться от него живительным соком духовных и культурных традиций. На место вдумчивого читателя весьма часто приходит бестолковый зритель, новый "грядущий хам", алчущий лишь "хлеба и зрелищ".
Сегодня многие средства массовой информации ведут войну против всего, что веками составляло основу человека и общества, Государства Российского, что связано со словами "русский", "православный", "праведный". Здесь особое значение приобретает вопрос, какую позицию займет в нашей жизни возрождающаяся православная журналистика. Поможет ли она поднять знамя высокой нравственности, духовности и общественного служения, выпавшее из рук русской литературы. Или станет она "журналистикой только для православных", предоставив врагам рода Христова беспрепятственно создавать свою информационную среду - антиправославную, угодную антинациональной власти и "олигархам".
Наверное, православная журналистика должна быть православной и миссионерской. Должна, по слову Святейшего Патриарха Алексия, вместе с Церковью "идти к людям, чувствующим тоску по вере, ищущим дорогу к храму, связанным культурными корнями с Православием, но еще нетвердым в вере". Не ждать, пока они придут в храмы, а "встретить их по крайней мере на полпути". Наверное, она должна отвечать конфессиональным запросам священнослужителей и мирян. Но она не может ограничиться одним чисто конфессиональным призванием. Когда в обществе "нарастает влияние так называемых криминальных "понятий", культа насилия, пропаганды разврата, соглашательства с обманом, ложью, бесчестьем, преступностью, коррупцией, "крайне важно, - по словам Святейшего - чтобы благонамеренные люди не отстранялись от участия в борьбе добра со злом, в созидании судеб нашего народа, нашего Отечества". И дело это - говорит Святейший, - не только государства, церковного Священноначалия или специальных общественных организаций. Это работа для каждого из нас". Чтобы оказаться на высоте этой миссии, православная журналистика, конечно же, должна быть народной, общественно-ориентированной и гражданственной. Возродить традиции русской национальной журналистики Суворина и Меньшикова, Каткова и Льва Тихомирова - журналистики, светской по форме и глубоко православной по духу, живо на все перипетии русской и откликающейся на все перипетии русской и мировой жизни.
Сейчас работают немало православных СМИ. Есть церковное Православное информационное телеагентство (ПИТА), регулярно выпускающее ряд программ по общероссийским телеканалам. Их значение велико. Но, к сожалению, воздействие этих СМИ на общественные процессы ничтожно. В немалой степени это связано с их узко-конфессиональной направленностью, не всегда достаточным профессионализмом, отсутствием ежедневных программ новостей и информационно-аналитических программ, которые оказывают наибольшее влияние на общественное мнение и политиков. Полноценное и действенное православное телевидение возможно только при наличии ежедневных программ новостей, которые бы, с православной точки зрения, рассказывали о событиях в стране и мире. Они смогут сформировать православное отношение к происходящему, смогут сделать людей сопричастными судьбе своего народа и Отечества, одновременно утверждая их в Православной вере.
Важно сказать и о взаимоотношениях православной журналистики с государственными структурами. Говорят, что православная журналистика - церковная, значит не должна обсуждать государственные, политические вопросы. Подобное отношение не соответствует, думается, ни православному пониманию отношений Церкви и государства, ни тем более - национально-государственным интересам России. Православная "симфония" Церкви и государства на современном языке означает активное, слаженное взаимодействие во всех сферах общественной жизни на основе исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. Каждый разумный человек понимает: если не будешь заниматься политикой - ею займется враг. Отстранение православной журналистики от государственных вопросов на руку только недругам Отечества и Православия. Зайдите в любой государственный орган - вы встретите известных личностей из "НТВ", "ОРТ" и других информационных структур. Они собирают сведения. Берут интервью. Любое решение власти становится известным и обсуждается лишь в их интерпретации. Отношение к политику становится таким, какой образ ему создадут на телеэкране.
То, что кладется в основу принимаемых решений, нынешние политики узнают, увы, с экрана и газетных полос. Иначе говоря - после предварительного журналистского отбора и с тем знаком, который придали информации все те же журналисты. Прибавьте к этому гипертрофированную роль современного российского государства, его фактическую неподконтрольность обществу. Примите во внимание, что все разрушительные процессы последних лет инициировались и проводились именно через властные структуры, и ответьте: может ли честный русский человек, православный, отказываться от информационных рычагов влияния, оставляя их в руках гусинских, потаниных и березовских?
Важность работы православных журналистов в светских СМИ, оказывающих реальное влияние на власть и общественное мнение, не подлежит сомнению. Благодаря этим самоотверженным людям удалось остановить или, по крайней мере, задержать осуществление таких аморальных и разрушительных инициатив, как введение "полового воспитания" российских школьников или легализация проституции и распространения порнографии. Привлечь внимание общества и отчасти власти к деятельности тоталитарных сект, страшным экспериментам с человеческими эмбрионами, криминальному экспорту человеческих органов для целей трансплантации...
Негативное влияние средств массовой информации на состояние общественной нравственности, культуры, образования и общегосударственного русского языка заставили задуматься законодателей. В Госдуме нынешнего созыва, в Комитете по информационной политике создан специальный подкомитет по проблемам защиты общественной нравственности, культуры, образования и языка в средствах массовой информации. По сути - подкомитет защиты общества от разрушительной деятельности СМИ, председателем которого я являюсь. Основной задачей подкомитета является защита информационной и духовной среды России: подготовка проектов федеральных законов и других нормативных актов, направленных на укрепление общественной нравственности, общероссийских, русских культурно-исторических традиций, российского (русского) национально-государственного образования и государственного русского языка, а также на недопущение оскорбления религиозных чувств граждан в средствах массовой информации; законодательное регулирование вопросов воспитания общероссийского, национально-государственного укрепления духовно-нравственного, языкового единства народов Федерации в деятельности СМИ; русского патриотизма, культурного и Российской законодательное содействие установлению эффективного государственного и общественного контроля за деятельностью средств массовой информации в части обеспечения указанных целей; а также
контроль за реализацией законодательства в области СМИ в части недопущения их использования для разжигания национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также для оскорбления национальных и религиозных чувств граждан; принятие предусмотренных законодательством мер оперативного реагирования в случаях нарушений средствами массовой информации указанных ограничений.
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех присутствующих, православные средства массовой информации, к активному сотрудничеству с подкомитетом. Оно могло бы охватывать широкий круг вопросов, связанных с подготовкой законопроектов, их общественной экспертизой и информационной поддержкой, отслеживанием эффективности действующих ограничений, выдвижением новых законодательных предложений.
В Госдуме прошлых созывов накоплен положительный опыт такой работы. В частности, благодаря тесному взаимодействию с православной общественностью и журналистами удалось остановить неприемлемый для православных и всех, не потерявших национально-государственного чутья людей, вариант законопроекта "О свободе совести и о религиозных объединениях", который не только предполагал уравнять традиционные конфессии с сектами, но и создать особо благоприятные условия для экcпaнcии нa тeppитopию России.
Возрождение православной журналистики как реальной общественной силы, возможно, вызовет резкое неприятие всех антироссийских сил. Извлекут на свет пугало "православного фундаментализма", лживые в своей основе формулы о шовинизме и русском фашизме. По улицам замаршируют припасенные на этот случай статисты-провокаторы со свастикой на рукаве. Завоют в унисон либерал-предатели, национал-сепаратисты и всевозможные "меньшинства". Раздастся озабоченное бормотанье Совета Европы - этого коллективного "среднего европейца-орудия всемирного разрушения", о котором писал Константин Леонтьев... И многие запутаются и дрогнут. Попытаются забиться в конфессиональную скорлупу, забыв о том, что оставляют недругам.
Прав Михаил Осипович Меньшиков, писавший, что "несчастье России в том, что она позабыла, как ее зовут и какой разум вложен в ее тысячелетний титул. ... Какие-нибудь евреи, армяне, финны, латыши позволяют себе эту роскошь - любовь к родине, гордость принадлежать к ней и мужество защищать ее; а мы - стомиллионное могучее племя - уже не смеем позволить себе этой роскоши. ...Боимся признаться, что мы - русские...".
Дай Бог, чтобы нынешние испытания стали, наконец, началом нашего национального единства и возрождения России! Как сказано в одной забытой молитве,

"Господи! ... Всели в великий русский народ ясное понимание.. дабы он познал, наконец, самого себя и начал развивать все многообразные дары и силы, которыми Ты наделил его. Пусть свет озарит всех ищущих ощупью дороги, как слепые: всех тех, кто ждал света, но узрел мрак; кто ждал яркого сияния, но очутился во тьме; кто искал суда и нe нашел его; кто искал спасения, когда опасение было далеко. Установи суд - справедливость, и пусть Истина, правда и свобода пребывает в России!"