По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

в Москве 5-10 марта 2000 года состоится
КОНГРЕСС КОНГРЕСС ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
  под девизом
  "Христианская свобода и независимость журналистики"

У России есть все основания для законодательного регулирования нравственности и психического здоровья населения.

Л.Ефимова, юрист, советник Российской Федерации 1 класса.

В журналистских и политических кругах бытует мнение, что принятие законов, защищающих нравственность и психическое здоровье население, запрещающих демонстрацию непристойности и чрезмерной жестокости противоречит конституционному принципу свободы слова. Руководители крупнейших российских телерадиокомпаний единым фронтом выступили против принятого обеими палатами Федерального собрания Российской Федерации закона “О Высшем совете по защите нравственности телерадиовещания”, аргументируя свое противодействие тем, что якобы деятельность такой совет будет осуществлять цензуру.

На самом деле государственные органы, осуществляющие в числе других те же функции, которые предусмотрены законом для Высшего совета по защите нравственности, существуют во всех западных демократических государствах.

Защита здоровья и нравственности детей и подростков является существенным элементом систем правового регулирования вещания стран Европы и США. Анализ законодательства ведущих стран Запада показывает, что общественность и политическая элита в этих странах твердо убеждены в необходимости принятия и реализации соответствующих законодательных актов.

Например, в Великобритании Би-Би-Си проводит политику, в рамках которой на 21 час устанавливается “водораздел” в вечернем телевещании, до наступления которого все программы, кроме выходящих при особых обстоятельствах, должны отвечать требованиям общей аудитории, включая детей. Чем раньше размещается передача в сетке программ, тем больше она должна отвечать требованиям самостоятельного просмотра детьми.

Что касается частного вещания в Великобритании, то британский закон о вещании 1990 года требует от ITC (Комиссии по лицензированию и контролю над независимым частным вещанием) делать все возможное для того, чтобы "ничто не включалось в программы, что оказалось бы оскорбительным для хорошего вкуса, или благопристойности, или могло потворствовать либо побуждать к совершению преступления, или приводить к беспорядку, или оскорблять чувства публики”.

Программный Кодекс ITC (раздел 1.6) содержит детальные правила в качестве условий использования лицензии на наземное, кабельное и спутниковое вещание. Хотя не установлено прямой связи между телевещанием и бытовой жестокостью Кодекс предполагает, что любой выбранный вариант программы оказывает определенное влияние. Политика ITC состоит в том, что лучше переборщить с осторожностью и советует “если сомневаешься, исключи” (“If in doubt, cut”). Особое внимание придается содержанию программ передач, времени их показа, демонстрируемому в них поведению действующих лиц, которому можно легко подражать и возможному воздействию на юных и ранимых.

Демонстрация секса и обнаженного тела допустима, если она оправдана содержанием и представлена тактично и осторожно. Как правило, телепередачи, включающие эпизоды с демонстрацией половых отношений не должны появляться в эфире ранее 21 часа. Политика семейного вещания требует, чтобы на ведущих частных каналах до 21 часа не показывалось бы ничего из того, что не подходит для детей. Нарушение Кодекса вещания ITC может привести к санкциям, таким как официальное предупреждение, публичное извинение со стороны компании, нанесшей оскорбление, штраф, или, в более серьезных случаях, сокращение срока или лишение лицензии на вещание.

Французский закон 1986 года требует, чтобы государственный орган лицензирования и контроля за вещанием — Высший аудиовизуальный совет Франции — следил за обеспечением защиты чувств детей и подростков в транслируемых программах. Более конкретные правила были изданы под влиянием этого принципа. Директива Высшего аудиовизуального совета Франции, изданная в мае 1989 года, обязывает вещателей (как общественных, так и частных) воздерживаться от показа эротических и жестоких программ (включая фильмы) до 22 часов 30 минут и передачи рекламы таких фильмов до 20 часов 30 минут.

Во Франции принята следующая классификация фильмов в зависимости от степени допустимости их просмотра детьми и подростками:

1. Фильмы, которые можно смотреть всем.
2. Фильмы, запрещенные для просмотра детьми младше 12 лет.
3. Фильмы, запрещенные для просмотра детьми младше 16 лет.
4. Фильмы, запрещенные для просмотра детьми младше 18 лет.
5. Фильмы, запрещенные для просмотра вообще (таких не было с 1981 года).

Статья 5 часть 2 Основного закона ФРГ устанавливает, что свобода мнений, информации и печати “может быть ограничена ... законоположениями о защите молодежи”. Договоры между федеральными землями Германии, учреждающие общественные телерадиокомпании, предусматривают, что передачи, нарушающие благополучие детей и подростков, не могут быть допущены к показу, до тех пор, пока вещатели не предпримут меры, обеспечивающие малую вероятность их просмотра детьми или подростками соответствующих возрастных групп. Это относится к программам, предполагаемым к показу между 23 часами вечера и 6 часами утра. Фильмы, которые не должны смотреть дети в возрасте менее 18 лет, можно показывать только в эти ночные часы, в то время как фильмы, запрещенные для детей моложе 16 лет, могут демонстрироваться после 22 часов.

Итальянский закон о вещании тоже вводит жесткие правила. Вещатели не имеют права показывать передачи, которые наносят вред психическому или нравственному развитию детей, демонстрируют необоснованную жестокость, содержат порнографию или побуждают к расовой, сексуальной, религиозной или национальной нетерпимости. Кроме того, запрещено показывать кинофильмы, которые не получили сертификата лицензирующего органа или в соответствии с которым запрещен их показ детям моложе 18 лет. Передающие станции, нарушающие это правило, должны быть закрыты. И наконец, кинофильмы, запрещенные для детей моложе 14 лет, можно показывать по телевидению только после 22 часов 30 минут.

Порнография, как термин американского права, имеет несколько иное значение, чем в законодательстве России, и равносильна российскому термину “эротика”. Те, кто говорит о разрешенности порнографии в США, игнорирует этот факт, а также то, что в законодательстве США используется термин непристойность (obscene), распространение которой запрещается. “Непристойность” определяется, как “несоответствие принятым стандартам нравственности”, к ним относятся также “вульгарные или шокирующие” выражения, при этом необязательно наличие обращения к “низменным инстинктам” аудитории. Распространение порнографических (эротических) произведений разрешается в США, если они:

не возбуждают у читателя (зрителя, слушателя)“низменных инстинктов”;

не носят “явно оскорбительного” характера, то есть не содержат натуралистических изображений “очевидных половых актов, совершаемых в нормальном или извращенном виде, фактически происходящих или стимулированных”, а также “мастурбации, экскремации и распутной демонстрации половых органов”.

обладают “существенной литературной, художественной, политической или научной ценностью”.

Показ таких программ возможен начиная с 22 часов вечера до 6 часов утра. Нарушение карается штрафом до 10000 долларов или лишением свободы до 2 лет.

В США защита детей от просмотра порнографии (эротики) или участия в ее производстве является предметом особой заботы американских судов и законодателей. Верховным Судом США были вынесены ряд решений, определяющих исключения из Первой поправки к Конституции США в отношении свободы слова, касающиеся распространения непристойности, детской порнографии, высказываний, способных нанести вред детям, а также о решение о том, что Первая поправка к Конституции США, устанавливающая принцип свободы слова, не распространяется на права несовершеннолетних. Производство, распространение, владение или просмотр порнографических материалов с участием детей до 16 лет преследуется по принятому в 1977 году федеральному закону США “О защите детей от сексуальной эксплуатации” и законам штатов.

Международное право тоже придает большое значение защите нравственности и здоровья детей и подростков. Директива Европейского Сообщества 1988 года предоставляет минимальную возможность приостанавливать ретрансляцию программ, поступающих из другого государства — члена Сообщества, и эта возможность связана именно с тем случаем, когда имеет место очевидное, серьезное, повторяющееся нарушение со стороны передающего государства его обязательств по обеспечению того, чтобы программы, содержащие насилие и порнографию, не нанесли ущерб развитию несовершеннолетних.

К сожалению у нас в стране как общественность, так и политическая элита недопонимают значения законодательного обеспечения защиты нравственности и психического здоровья детей и подростков от неблагоприятного воздействия средств массовой информации и, особенно, телевидения. Принятие аналогичных действующим в большинстве стран мира законодательных актов не будет противоречить Конституции Российской Федерации и общепризнанным международным правовым актам, в том числе вступившей 5 мая 1998 года в силу на территории Российской Федерации Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года , статья 10 часть 2 которой допускает законодательное введение ограничений на деятельность вещательных организаций в целях защиты “здоровья и нравственности населения”.

В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации говориться, что “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц …”. Таким образом как международные правовые акты, так и Конституция Российской Федерации позволяют вводить ограничения на демонстрацию и публикацию непристойности и насилия в целях защиты здоровья и нравственности населения.

Контроль над вышедшими в эфир передачами или опубликованными материалами осуществляется во всех развитых демократических государствах и нигде такой контроль не считается цензурой. Общеизвестно, что на распространении так называемой “эротики”, которую трудно отделить от порнографии, зарабатываются миллионы долларов. Когда речь идет о таких деньгах, не стоит предполагать, что журналистов и издателей, владельцев электронных СМИ смогут остановить необязательные к исполнению так называемые “этические” кодексы саморегулирования. Западные кодексы этики и саморегулирования порой не содержат соответствующих положений, так как эти вопросы регулируются в этих странах законодательно. При том, что руководителя телерадиокомпаний выступают против какого-либо контроля за их деятельностью со стороны общества, они не включили в российскую Хартию телерадиовещателей положений, требующих от вещателей ограничить демонстрацию секса и насилия на экране, защитить психику несовершеннолетних от “взрослого” вещания.

Важно не только пропагандировать нравственные принципы, но и обеспечить информирование широкой общественности о том, что законодательные ограничения демонстрации секса и насилия введены во всех цивилизованных странах и они не противоречат обеспечению свободы слова. Необходимо сформировать у населения твердое убеждение в необходимости и конституционности принятия соответствующих законов, ограничивающих бесстыдную наживу издателей и вещателей на растлении несовершеннолетних, на разрушении нравственных и религиозных традиций России.