По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

в Москве 5-10 марта 2000 года состоится
КОНГРЕСС КОНГРЕСС ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
  под девизом
  "Христианская свобода и независимость журналистики"

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
(доклад на Конгрессе православной прессы)

ПЛАН

4. Нынешнее состояние православной периодики
Характеризуя ситуацию в целом, можно отметить, что за истекшее десятилетие Церковь не только восстановила свою периодическую печать в ее традиционных формах (журнальная и газетная), но и активно осваивает новые формы такой деятельности. Их появление обусловлено современным техническим прогрессом, достижения которого отнюдь не всегда плохи сами по себе - важно лишь использовать их в благих целях. Так, Издательский отдел Московской епархии не только возродил Московские епархиальные ведомости, но выпускает и видеоприложение к ним (пока вышли два выпуска).
Ныне едва ли не все епархии имеют свои церковные СМИ. Конечно, они очень различаются объемом, периодичностью и, разумеется, качеством, которое, к сожалению, зачастую остается невысоким. Тому есть множество причин, в том числе экономических: отсутствие средств для того, чтобы привлечь ярких и высококвалифицированных журналистов.
Только в одной Москве выходит около 30 различных православных периодических изданий. Некоторые газеты, например, "Радонеж", хорошо известны уже не только в Москве, но и далеко за ее пределами.
Этой газете присущи высокий профессионализм, грамотное построение материалов, уровень многих статей в ней высок, газета легко читается. Из московских газет следует также отметить известную приходскую газету "Православная Москва", издательский коллектив которой успешно трудится на ниве православной журналистики, сея разумное, доброе, вечное. Можно сказать, что у таких газет, как "Московский церковный вестник", "Православная Москва" или "Радонеж" есть свое лицо, в чем-то они смогли продвинуться далее других, кто-то более профессионален, кто-то более церковен.
Активность православной молодежи вызывает к жизни молодежные православные издания - в первую очередь здесь следует указать студенческую газету Московского университета "Татьянин день", журнал студентов Московской Духовной академии "Встреча", журнал для сомневающихся "Фома". К сожалению, еще невелико число православных детских журналов, в которых ощущается очень большая потребность; в первую очередь нужно отметить журналы "Пчелка", "Купель", "Божий мир".
Особым родом периодических изданий является православный церковный календарь, выходящий один раз в год. Как вы знаете, сейчас многие организации, как церковные, так и частные, стремятся издавать календари, поскольку они неизменно пользуются спросом у населения. И это нельзя не приветствовать. Но одно дело, когда речь идет о популярных изданиях, способствующих, так сказать, постепенному "воцерковлению" обычного светского календаря, и совсем другое - издание Патриаршего церковного календаря. Последний имеет свои особые задачи: предназначенный главным образом для клира Русской Православной Церкви, он служит для упорядочения богослужения, для достижения богослужебного единства Церкви. Одно дело - светский календарь (указание в нем праздников еще не делает его церковным), и совсем другое - календарь с богослужебными указаниями и чтениями:
проблемы, которые возникают при составлении последнего, таковы, что в ряде случаев даже многоопытным сотрудникам Издательства Московской Патриархии приходится обращаться за разъяснениями в Богослужебную комиссию при Священном Синоде, а иногда и лично к Святейшему Патриарху. Недопустимо, чтобы в календарях различных епархий эти проблемы решались по-разному (как иногда бывало в дореволюционной России). Тем более недопустимо вмешательство в решение календарных проблем частных лиц.
Самым распространенным видом издательской деятельности в епархиях является издание епархиальной газеты. Она может быть многополосной или представлять собой всего лишь листок, но так или иначе она несет в себе информацию о жизни епархии. Более того, в ряде случаев в епархии издается не одна, а одновременно несколько газет (при этом я не имею в виду Московскую и Петербургскую епархии, где положение с издательской и журналистской деятельностью особое).
Значительно меньше число епархий, в которых издаются православные журналы. Это и понятно: издание, скажем, ежемесячного журнала значительно более трудоемкое дело, чем ежемесячной газеты (которая, кстати, часто выпускается как приложение к какой-либо светской газете и использует соответствующие ресурсы). Заслуживает всяческой поддержки практика возрождения в новых условиях православных изданий,
"Христианское чтение", и т. п.).
Важно отметить, что в ряде епархий выходит церковная периодика не только на русском языке, но и на языке проживающих там народностей (например, на языке коми в Сыктывкарской епархии, на алтайском языке - в Барнаульской и др.).
В качестве примера епархиальной газеты можно привести еженедельник "Слово Жизни", много лет выходящий в Ташкентской епархии. Это издание достойно выполняет важную задачу духовного окормления православной среднеазиатской паствы, и одна из причин его успеха заключается в том большом внимании, которое уделяет издательским делам архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. При всей своей занятости он отнюдь не ограничился архипастырским напутствием новому периодическому изданию, но, по сути дела, стал и самым активным его автором: почти в каждом номере газеты - его слово, проповедь, послание. Важное место в газете отводится христианской педагогике, печатаются мысли святых отцов о воспитании детей, отрывки из произведений Ушинского и Аксакова, очерки о ташкентском духовном училище, о воскресных школах в различных приходах. С самого первого номера в газете освещается тема истории епархии; так, был напечатан очерк истории создания ежемесячного журнала "Туркестанские епархиальные ведомости" - по сути, предшественника нынешней газеты: ряд публикаций был посвящен первоначальной проповеди Апостола Фомы в Средней Азии, печатались статьи о выдающихся среднеазиатских иерархах, а также материалы, связанные с именем ученика и последователя последнего Оптинского старца Нектария, духовника среднеазиатской епархии в 50-х-60-х годах нашего века архимандрита Бориса (Холчева; 1971). Специфика Среднеазиатской епархии - в ее нахождении среди мусульманского мира; поэтому ряд материалов газеты преследует цели улучшения взаимопонимания между христианами и мусульманами, рассеивания атмосферы недомолвок и подозрительности. Выпуск этой газеты, которую можно считать образцовым епархиальным изданием, продолжается уже девять лет.

План        Следующая страница