По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

в Москве 5-10 марта 2000 года состоится
КОНГРЕСС КОНГРЕСС ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
  под девизом
  "Христианская свобода и независимость журналистики"

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
(доклад на Конгрессе православной прессы)

ПЛАН

8. Общие проблемы православной журналистики
а) Адресат, язык, тематика
Первый вопрос, который возникает в отношении православных периодических изданий, - это их адресат. Являются ли они внутренними церковными изданиями, рассчитанными на уже воцерковленных читателей, или же главные задачи, которые они ставят перед собой, должны быть миссионерскими, то есть надо обращаться в первую очередь к тем, кто стоит только на пороге храма? От решения этого главного вопроса зависит и выбор языка, и выбор тем, и объем необходимого комментария.
На мой взгляд, необходимо и то и другое: должны быть издания, рассчитанные на подготовленного читателя, хорошо знакомого с церковной жизнью, богословием, историей; и должны быть издания для новоначальных. Но учитывая, что служение Церкви протекает сейчас в условиях существенного расцерковления общества, далеко отошедшего от своих духовных основ и, так сказать, не помнящего своего родства, я полагаю, что миссионерский уклон в православных СМИ должен быть преобладающим. В соответствии с этим и язык газет и журналов должен быть понятным для большинства людей. Но здесь имеется и некоторая опасность, на которую я хотел бы указать. Какие бы миссионерские цели ни ставили перед собой журналисты, все же далеко не всякий язык пригоден для статей и заметок, в которых речь идет о высоком, о святом. Похвальное желание расширить читательскую аудиторию, войти в контакт с той или иной социальной группой для ведения в ней христианской проповеди также должно иметь свои границы. Немыслимо, например, неся Благую весть сущим в узах, излагать ее, "применяясь" к менталитету преступников, на их языке; ясно, что такой журналист и себя потеряет, и читателей не обретет. То же самое можно сказать и об использовании - в стремлении овладеть юными сердцами - жаргона молодежных тусовок.
Теперь о тематике. Существует такой тип издания, как информационный бюллетень. Интенсивность церковной жизни сейчас очень высока, и заполнить газетные полосы новостями (при наличии Интернета это очень легко сделать) - самое простое, что может сделать редактор. Но для большинства газет и журналов информация о событиях церковной жизни - это слишком мало для того, чтобы издание было по-настоящему интересно читателям. Недостаточно и простой перепечатки отрывков из святоотеческих творений. Благая весть Господа Иисуса Христа обращена к каждому человеку, но каждое поколение людей воспринимает ее по-своему, поскольку находится в новой исторической ситуации. И главное, что может заинтересовать читателя, это то, как вечные истины Христианства преломляются в сознании его современника. Поэтому считаю, что основное место в православных СМИ должны занимать выступления современных священнослужителей, верующих ученых и деятелей культуры, православных публицистов.
Сегодня многие проповедники говорят языком, почерпнутым из книг прошлого века, не стремятся оживить свои знания, донести их до современного человека. Такая проповедь не является действенной, говорить о глубочайших истинах Евангелия и о церковной жизни следует ясным современным языком.
Хотелось бы отметить еще один момент, связанный с языком прессы. Для современного идеологизированного сознания весьма характерно, что понимание той или иной публикации в старом смысле, т.е. следование аргументам автора и тому подобная работа мысли зачастую подменяются опознанием "своего" или "чужого" по немногим условным знакам, которые можно обнаружить в материале при самом беглом его просмотре. При этом чтение текстов и слушание речей превращаются в поиск немногих ключевых слов типа "патриот", "демократ", "националист", "экуменист". Я призываю православных журналистов поменьше пользоваться подобными штампами, неизбежно вульгаризирующими мысль и не способствующими единению в обществе.
Другой пример представляют люди, много говорящие о необходимости перевода богослужения на русский язык для его лучшего понимания (замечу в скобках - дела чрезвычайно тонкого, требующего многих лет работы), а на деле ограничивающиеся тем, что вместо "паки и паки" произносят "снова и снова", вместо "вонмем" - "внемлем" и вместо "живот" - "жизнь", что абсолютно ничего не прибавляет к пониманию богослужебного текста. Здесь эти измененные слова, пример безвкусицы, также имеют функциональный смысл пароля, опознавательного знака, долженствующего продемонстрировать прогрессивность всем окружающим консерваторам.
Важнейшая тема для православных СМИ - борьба с засилием информации, растлевающей наше общество в светских средствах массовой информации. Церковной прессе следует участвовать в выработке механизмов ограждения от разлагающего влияния на СМИ свободы, не сдерживаемой ни христианской моралью, ни чувством ответственности.
Хотелось бы также пожелать православным журналистам, чтобы в церковной прессе лучше отражались мнения старшего поколения священнослужителей, вынесших тяжкий крест стояния в вере в годы богоборческого режима. Таких людей сейчас уже осталось не так много, и надо спешить беседовать с ними, брать у них интервью, перенимать их духовный опыт. Сопоставление их взглядов и мыслей по ключевым церковным проблемам с мнением более молодых людей, православных журналистов, было бы, я думаю, чрезвычайно полезно.

б) Полемика в православных СМИ
Другой вопрос: надо ли освещать в православных СМИ имеющие место в церковной среде нестроения и конфликты, или, говоря профессиональным языком, каким вообще должно быть соотношение между позитивом и негативом? Вы знаете, что не все благополучно в нашей церковной жизни. Церковь - живой организм, и было бы странно, если бы отдельные его члены время от времени не болели, тем более в условиях столь стремительных изменений, которые мы в последние годы переживаем. Да, мы живем сейчас в открытом обществе, и у Церкви нет никаких тайн как от своих членов, так и от от общества в целом. Но при освещении этих конфликтов необходимо проявлять мудрую взвешенность. Для православного публицистов нет запрещенных тем. Важно только помнить слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно... не все назидает" (1 Кор. 10, 23). Задача церковных журналистов - созидание, а не разрушение. Поэтому критика в церковной прессе должна быть острой, но не убийственной, а доброжелательной.
Важно не поддаваться эмоциям, проявлять духовную трезвость. Далеко не всегда полезно критиковать публично замеченные недостатки, зная, что это вызовет в светской печати в первую очередь крики газетных зубоскалов. Иногда полезнее обращаться непосредственно к Священноначалию с просьбой о принятии мер. Дело ведь не столько в том, чтобы обличить тот или иной грех, недостаток; важно его исправить, и в подобных ситуациях церковная пресса должна, не поддаваясь на провокации, содействовать не раздуванию, а уврачеванию подобных конфликтов, их окончательному исчезновению из нашей церковной жизни.
Мы живем в непростое время, на многое у нас еще нет сил и средств, и это надо иметь в виду и стараться понять действия Священноначалия, вместо того, чтобы пламенно его обвинять в тех или иных прегрешениях.
Увлекаться критикой и духовно небезопасно. Дело не только в опасности нарушить Господню заповедь "не судите". Полемический настрой рождает в публицисте особую легковесность, привычку решать порой трудные, догматически непростые проблемы - с плеча, с необыкновенной быстротой. Следствием всего этого является потеря чувства благоговения к святому, утрата благочестия, т. е. традиционного православного умонастроения.
Особенно неприглядно выглядит стремление некоторых публицистов, пишущих на церковные темы, апеллировать в своей полемике со Священноначалием к светскому общественному мнению. Конечно, в святых канонах нет непосредственных установлений, запрещающих такую апелляцию, но я думаю, что ее можно рассматривать точно так же, как апелляцию к гражданской власти в церковных делах, что прямо запрещено канонами. Замечу также, что в тех же канонах говорится о том, что прежде, чем рассматривать жалобу от клирика или мирянина против епископа или клирика, следует изучить вопрос о самом подателе жалобы: каково о нем общественное мнение и чисты ли его побуждения.
Многие проблемы вызваны недостаточным контактом православных журналистов со Священноначалием. Понятно, что в силу технических причин этот контакт не всегда легко осуществить, но всем надо помнить, что мы делаем общее дело и потому должны стремиться понимать друг друга.

в) Этика православного журналиста
Православный журналист должен весьма серьезно подходить к вопросам журналистской этики. Важно, чтобы православная пресса не перенимала недобросовестные приемы некоторых светских изданий, чтобы она, не уклоняясь от острых проблем, в то же время не занималась очернительством, не сеяла рознь между верующими и пастырями, между верой и культурой, между Церковью и государством. Следует помнить, что к журналистике, как ни к какой иной сфере человеческой деятельности, приложимы слова Господа: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36-37).
Православный журналист должен постоянно помнить заповедь о любви к ближнему, об ответственности за всякое сказанное слово, проявлять уважение к автору или собеседнику. Если он вносит какие-либо изменения в слова, сказанные или написанные им (будь то литературная обработка или сокращение), то обязательно следует познакомить с ними автора, прежде чем публиковать их или давать в эфир. Перед публикацией надо обязательно показывать текст тому, с кем вы вели беседу.
К сожалению, нередки случаи, когда редакторы православных газет перепечатывают материалы других православных изданий не только без соответствующего разрешения, но и без всяких ссылок. Дело тут, конечно, не в авторском праве, и многие авторы относятся к такой практике довольно спокойно, считая, что если их публикации приносят пользу людям, то и слава Богу; но речь идет об определенной культуре отношений, примером которой как раз и должны выступать православные журналисты.
г) Проблема цензуры
Мы живем ныне в обществе, которое все еще переживает эйфорию свободы. И это господствующее умонастроение определенным образом влияет и на нас, и поэтому нам как бы неловко говорить о необходимости восстановления церковной цензуры. Между тем потребность в ней есть. Отсутствие у многих авторов, пишущих на церковные темы, даже начальной богословской подготовки приводит к существенным искажениям православного вероучения в их работах.
В результате появляется "духовная" литература, на страницах которой можно встретить вопиющую ересь, рассуждения о порче и сглазе, помещается масса непроверенных слухов. А ведь немало действительно чудесных событий совершались в ушедшем столетии, но они буквально тонут в этом море легенд и мифов. Поэтому я считаю, что проблема церковной цензуры сегодня не снята с повестки дня.
В настоящее время определенной заменой института духовной цензуры является помещение на соответствующих изданиях грифов:
"печатается по благословению" - Святейшего Патриарха, правящего архиерея - или "печатается по решению Издательского Совета". На мой взгляд, вся литература духовного содержания, продаваемая в храмах, должна иметь отметку о прохождении соответствующей экспертизы и должно быть указано имя цензора.
Должен заметить, что усилиями современных СМИ идея о неприемлемости цензуры как таковой внедряется и в церковное сознание. Но цензура для нас - не покушение на свободу, а способ сохранить наше церковное богатство, накопленное тысячелетиями. Ограничения в способах самовыражения авторов могут огорчать разного рода плюралистов; но в вопросах спасения, то есть жизни и смерти, у Церкви иные приоритеты.
Что же касается периодических изданий, то, по моему мнению, лишь собственно церковные СМИ (епархиальные, приходские) могут иметь на первом листе гриф "печатается по благословению". Когда же подобный гриф мы видим на светском православном издании, то это вызывает вопросы: просматривает ли кто-нибудь из уполномоченных Священноначалием лиц эти издания? Ведь в противном случае издателю как бы выдан чистый бланк с подписью, своего рода карт-бланш, и рано или поздно могут возникнуть проблемы.
О том, что в этом деле можно дойти до полного абсурда, свидетельствует практика помещения "благословения" почившего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна на титульном листе одной православной "независимой" газеты. Между тем в ней появляются все новые авторы, которых покойный Владыка даже не знал, а тональность газеты за последние годы значительно изменилась.
Появление Интернета по сути дела предоставило возможность каждому человеку иметь свои собственные СМИ. При этом с точки зрения пользователя, чисто внешне, личные сайты ничем не отличимы от тех, которые создаются известными органами печати. Более того, для издания традиционных СМИ требуется получить лицензию Министерства печати РФ, а для создания электронной газеты никакого разрешения не требуется. Ясно, что в этих условиях проблема церковного благословения таких изданий встанет особенно остро, и мы столкнемся с этим в ближайшем будущем.
д) Необходимость государственной поддержки православных СМИ
Следуя своему святому долгу - содействовать духовно-нравственному оздоровлению общества, Русская Православная Церковь прилагает значительные усилия для издания духовной литературы и православной периодики, в которых крайне нуждаются многие наши соотечественники, утратившие духовные ориентиры. Задача эта весьма трудна в условиях, когда немалые ресурсы выделяются на различные антицерковные кампании. Но даже для тех светских СМИ, которые непосредственно не выступают против Церкви, характерно стремление к "духовной экзотике" - теософии, магии, оккультизму, восточным религиям и тому подобным сомнительным с точки зрения Церкви материалам.
К сожалению, деятельность православных СМИ на этом фоне недостаточно заметна. Основная причина здесь экономическая, вытекающая из общих трудностей нашего государства. Все основные средства Московская Патриархия вкладывает в восстановление порушенных государством храмов - это не только ее святой долг, но и долг всего общества; для крупномасштабных же журналистских проектов средств практически нет.
Церкви особенно недостает в настоящее время своей центральной газеты, в которой она могла бы, никоим образом не вмешиваясь в политику непосредственно, давать оценки тем или иным явлениям в обществе с духовно-нравственных позиций, так сказать, "с точки зрения вечности". Эта строго выдерживаемая в газете линия способствовала бы сближению различных противоборствующих сил, смягчению ожесточения политической борьбы, единению общества в целом. Нам кажется, что подобная позиция и выражающая ее общецерковная газета заслуживают государственной поддержки, несмотря на то, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Духовность и нравственность -это то, без чего нация не может быть здоровой.
Представляется, что создание общецерковной православной газеты - дело поистине государственное и поэтому мы вправе рассчитывать на государственную поддержку, которая оказывается многим светским "независимым" СМИ. Развернутый план такого издания существует и будет передан нами в Комитет по печати и информации Российской Федерации.

План        Следующая страница