ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

ПАМЯТИ ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ФЛОРЕНСКОЙ

Заседание Ученого совета психологического института Российской академии Образования началось 29 июня сего года с минуты молчания. Ученые почтили память своего соратника и коллеги Тамары Александровны Флоренской. В этот день защищалась кандидатская диссертация, подготовленная под ее научным руководством, но Марианне Юрьевне Колпаковой пришлось выходить на защиту уже без поддержки своего научного руководителя: ранним утром 17 июня земная жизнь замечательного отечественного ученого, доктора психологических наук Тамары Флоренской завершилась. Но не завершилась и требует продолжения и развития работа, начатая ею, а сам светлый образ Тамары Александровны еще долго будет привлекать к себе внимание людей, помогая и укрепляя в выборе правильной жизненной позиции.

Одна близкая подруга сказала, что самое главное слово, которое подходит к Тамаре и многое объясняет в ней, это слово “свет”. Говор о ком-то другом, она восклицала: “Какой светлый человек!” - и это была высшая похвала в ее устах. Как ученый, человек и как православный христианин Флоренская была и остается пламенным воином в битве за светлый образ человека. Битвами и сражениями отмечен ее путь в науке. Кандидатская работа была направлена на глубокий анализ несовместимости психоаналитических концепций с достойным отношением к человеку и его высоким назначением во вселенной. Эзопов язык, которым приходилось пользоваться в те времена, ни на йоту не убавлял определенности позиции автора: личность не имеет права убегать от трудностей, получая “индульгенцию” психотерапевта. Совесть - этот Божий голос в душе человека, драгоценна, ее надо учиться слушать всю жизнь, а не загонять в темное подполье подсознания. Докторская работа Флоренской была целиком основана на утверждении необходимости опоры психотерапевтической работы на совесть собеседника. Она возвратила в отечественную психологию понятие “духовного Я” и во многом наметила поворот к духовно ориентированной психологии, основанной на лучших традициях святоотеческой мысли. В ближайших планах Тамары Александровны было переписать традиционный курс психологии как психологии православной, показать, как восприятие, мышление, речь, образная сфера человека зависимы от его состояния, от тех духовных выборов, которые он делает или от которых пытается бежать.

Сама Тамара Александровна жизнью своей, а для свидетелей этого чуда - и смертью своей утверждала каждое из своих положений (слов, выводов). Болезнь была тяжелая, но ни стонов, ни жалоб так и не услышали верные друзья, ухаживавшие за нею. Только благодарность и стремление ободрить. В самые последние дни своей земной жизни она повторяла и просила передать, сказать и объяснить всем, что самое главное - это милосердие. Ни подвигов, ни заслуг не спросит Господь, а только то, проявили ли вы милосердие к ближним и дальним. Говоря это, она иногда плакала, и становилось понятным, что это знание простирается дальше земных границ.

Отпевали Тамару Александровну в Покровской церкви подмосковного села Кудиново. Лицо-лик ее был помолодевшим, и на нем запечатлелась улыбка. Похоронена Тамара Александровна Флоренская на кладбище села Кудиново. Отсюда открывается вид на тихий и прекрасный русский пейзаж -поля, дорога, дальний лес и бескрайнее небо. Когда гроб опускали в землю, на голубом небе обозначилась бела дорожка - след самолета, ее пересекла полоска-облачко, и получился крест.

Навещающим ее могилку так заметны мир и тишина, царящие здесь. Земная битва Тамары Александровны Флоренский закончилась, мы верим, победой Господа в судьбе этой верной Ему души.

 

 

ОНА ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛА НА ПРОПОВЕДЬ ВЕРЫ В НАУКЕ

Священник Валерий Ларичев, настоятель храма в с. Ям Домодедовского района, знал Т.А. Флоренскую в течение последних полутора десятков лет, исповедовал и причащал ее перед кончиной. Мы встретились с ним после службы в церкви во имя иконы Божией Матери “Целительница”, вот уже несколько лет действующей при Центре психического здоровь РАМН. Т.А. Флоренская здесь не бывала, но возвращение российской науки в лоно Церкви во многом осуществилось благодаря и ее усилиям. Об этом мы и говорили с о. Валерием.

 

о. Валерий: С Тамарой Александровной мы встречались как коллеги, беседовали на темы наших научных интересов, а после того, как принял сан, она приходила на исповедь, к причастию. Особенно во время болезни, когда она уже не могла ходить, я приезжал к ней и порой удивлялся состоянию ее духа, чистоте ее души. Глубоко верующий человек, она и в науке, в самые мрачные годы атеизма, все, что делала, приводила в соответствие с верой. В своей деятельности опиралась на творения святых отцов, которые не уставала изучать во всю свою жизнь.

КОРР: Трудно представить, как удавалось ей в те годы совмещать веру и ее проповедь в психологии?

о. Валерий: Да, приходилось находить термины, иносказания, поскольку невозможно было открыто исповедовать союз веры и знаний, тем не менее по сути вся ее деятельность зижделась на Православии. Ведь Дух животворит, а буква мертвит. Тамара Александровна - доктор психологии и ее научные труды очень много дали практикующим врачам. Ведь и врач, и священник занимаются одним - врачуют душу. Только с разных точек зрения: врач - чтобы избавить человека от многих проблем, облегчить его земное существование. Священник - чтобы подготовить человека к вечности, избавить от грехов, от тех проблем, перед которыми, может быть, оказались бессильны врачи. Основная врачебница -Церковь и основной врач - Господь душ и телес наших. Слава Богу, что болящие получили возможность обращаться за такой помощью прямо в больничных стенах. Это уже стало привычным и распространенным, и Тамара Александровна разделяла нашу радость от этого.

КОРР: Судя по всему, научный путь ее был тернист, остались ли у Т.А. Флоренской ученики?

о. Валерий: Да, буквально два дн назад защитила кандидатскую ее любимая ученица М. Колпакова. Как раз по теме духовной помощи женщинам, которые намерены были отказаться от детей в роддоме. Она проводила с ними беседы, и многие из них изменили это намерение. Вот практическая польза в решении этой актуальной проблемы - пробудить голос совести, духовное Я человека. Кстати, это понятие, возвращенное Флоренской в отечественную психологию и педагогику, обязывало нашу науку признать духовность человека, а значит в корне изменить привычную систему представлений.

КОРР: Мы в редакции радуемся, что хоть немного оказались причастны к деятельности Тамары Александровны, (“Радонеж” издал ее книгу “Мир дома твоего”). Ей удалось просто, дл массового читателя, поведать о сложном, но столь необходимом для понимания каждому. Слава Богу, что она успела увидеть эту книгу.

о. Валерий: Причем направление психологии, в котором она работала, единственное только и может претендовать на истинность знаний о душе. Оно основано на религиозных представлениях о жизни. К сожалению, и по сей день немало учений, которые ничего общего не имеют ни с познанием души, ни с Творцом, а подчас граничат с сатанинством, лженаучны и потому вдвойне опасны. Множество людей, подвизающихся в науке, не пользуются понятием греха. А не зная, отрица его, человек лишен покаянности, возможности спасения. Казалось бы, простые истины, но как трудно постичь их неверующим. Тамара Александровна, можно сказать, жизнь положила на проповедь веры в науке, на соединение психологии и религии.

КОРР: Но ведь бездуховный психолог, врач - просто профессионально несостоятельны, даже опасны.

о. Валерий: Это так, но, к сожалению, в этой среде преобладает пока так называемое апостасийное сознание, отход от Бога. Как, впрочем, и в обществе в целом - еще одно свидетельство близкого конца мироздания. Все это было предсказано, и нет других способов спасения, кроме молитвы и деятельной любви. Что и отличало нашу Тамару Александровну. Она делала все возможное, чтобы люди, с которыми она профессионально соприкасалась, стали на путь спасения. И благодаря ее трудам эта ветвь российской психологии, надеемся, будет крепнуть и развиваться. А значит можно будет помочь многим людям избежать пропасти, к которой устремилось обезбоженное человечество. Ведь если в Церкви происходит душевное врачевание, то и телесное исцеление следует, не говоря уж о чудесах. Никакая наука нередко не может объяснить случаев исцеления безнадежно больных, говорят о неверном диагнозе, еще о чем-то, лишь бы не признать очевидного. Неверующий врач не находит объяснения и разводит руками. “По вере вашей будет вам”,- сказано, и чем глубже вера, тем больше вероятность исцеления. Мы вновь говорим об очевидном, и трудно поверить, что еще недавно эту истину приходилось утверждать с риском дл профессиональной деятельности ученого. Слава Богу, что это время миновало. Т.А. Флоренска немало тому способствовала.

КОРР: Батюшка, вы не раз подчеркивали, что вся жизнь ее была нелегким и неутомимым деланием на этой ниве. Но большое мужество и смирение потребовалось Тамаре Александровне и в последние дни ее земной жизни. Ведь как врач она ясно понимала все последствия болезни.

о. Валерий: Меня больше всего всегда удивляло сочетание в Тамаре Александровне большого ученого, очень требовательного к себе, и человека необыкновенно чистой души. Исповедуя ее, я поражался, как смиренно она ко всему относилась. Своеобразным ее духовным завещанием нам всем было :”Побольше милосердия!” Это в ней и было всегда - желание помочь всеми своими силами и знаниями. Я знаю, что очень много людей получили от нее исцеление не только как от специалиста-психолога, но, главным образом, огромный духовный заряд. Это же помогло ей кротко и с достоинством переносить все страдания, связанные с болезнью. Тут не знани спасают, а вера. Мы ее любим, знаем, что сейчас она в селениях праведных, и что она молится за всех нас. Светлая ей память!

 

Соб. корр. А. Арендаренко

 

МИР ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

(Из книги Т.А. Флоренской “Мир дома твоего. Психология в жизни)

Вспомним, как рассказано в Библии об изначальном призвании человека: “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт. 2, 19). Обратим внимание на то, что не “название”, а “имя” давал человек в Эдеме “всякой душе живой”. Название можно дать безликой вещи, а имя дается только лицу, с которым можно вступить в диалог. Имя выражает сокровенную суть его носителя. Значит, человеку до грехопадения было даровано постигать сущность всех существ.

Господство человека над природой - это господство служения. Библия говорит о том, что призванием человека является возделывать и хранить сад Эдемский (Быт. 2, 15). Это служение Творцу и Его творению. Но служение невозможно без послушания. Знаменательно, что грехопадение Адама и Евы совершилось в нарушении их отношени с Богом через своевластный поступок, связанный с древом познания. Своевольное, непослушное Богу отношение к природе становится гибельным дл человека.

 

Христос, Слово Отчее, воплотился на Земле, чтобы восстановить человека в его прежнем достоинстве. И чтобы вернуться в сад Эдемский, человек должен восстановить единение с природой. Общение с природой - это не “подышать воздухом”, “насладиться покоем”, “забыться от шума городского”... Такое - далеко не худшее -отношение к природе все-таки превращает ее в средство и фон для человека. В нем нет полноты общения. Пожалуй, в трудовом отношении к природе больше общения. Вскапывая участок земли или ухаживая за деревьями сада, мы реально взаимодействуем с природой, помогаем ее плодоношению, относимся к ней как к рождающей, а значит, живой. Даже потребительское ожидание урожая заставляет прислушиваться, приглядываться к земле, небу, ожидая дождя или солнечного тепла, заботливо следить за всходом семян и появлением плодов. Так трудящийся на земле человек узнает нрав природы, помогает ей.

В нашем народе издавна принято совершать молебны об урожае, о ниспослании дожд и благоприятной погоды, о сохранении скота. Праздники христианской Церкви глубоко связаны с жизнью природы, ее годовыми циклами.

Общение с природой очищает человека. Ведь природа живет согласно законам бытия, не нарушая их. Только у человека есть свободна воля, которую он может направить как на добро, так и на зло. Грех нарушает закономерный строй, гармонию бытия: он отражается на жизни природы, страдающей от жестокости, неразумности и своеволия человека. Страдает и природа самого человека, униженная и оскверненная.

Живя вопреки своему духовному призванию, подчиняясь неочеловеченным, непреображенным телесным влечениям, поддавшись массовому соблазну “раскрепощения” инстинктов, современный человек повреждает природу в себе и вокруг себя.

 

Мы живем уже на краю гибели, именуемой “экологической катастрофой”. Языческое идолопоклонство силам природы сменилось жестоким насилием, паразитическим потребительством цивилизованного человека, утратившего живую связь с природой, разучившегося понимать ее. Природа превратилась в безликий объект. Сама жизнь у вопрошающего о ней ученого стала отвечать не на вопрос “кто?”, а на вопрос “что?”. Омертвление мысли о жизни стало смертоносной силой науки, порождающей оружие уничтожения жизни, создающей блага цивилизации, обернувшиеся бедствиями Чернобыля.

После того, как гром уже не однажды грянул, интеллект человека устремился к спасению природы как “среды выживания”. Но эти усили исправить содеянное идут в той же логике, котора привела человека к злодеяниям: природой управляют, манипулируют как неодушевленной вещью. К природе не обращаются, не спрашивают, что ей надо.

Красная книга. Список жертв природы. Уходящие с лица Земли прекрасные творения Жизни: цветы, птицы, животные... Глядя на эти жертвы - итог легкомысленного и жестокого потребительства, человек, наконец, осознает свою вину перед природой, взрастившей его. Любовь к природе пробуждается подобно тому, как потребительское отношение к матери сменяется чувством раскаяния, заботы и ответственности, когда она изнемогает от болезни. Только бы не опоздать...

Среди европейских мыслителей нашего века большой известностью пользуется учение “благоговения перед жизнью” Альберта Швейцера, жизнь которого - служение людям и природе. Он непосредственно переживал волю к жизни каждого существа как свою собственную: “Одна жизнь утверждает себя за счет другой, одна разрешает другую... Во мне же воля к жизни приобрела знание о другой воле к жизни. В ней воплотилось стремление слиться воедино с самой собой и стать универсальной”. В этом переживании единения со всем сущим он обретал духовную радость, котора хранит “от прозябания в пустоте жизни”, поднимает над жизненными невзгодами и страданиями. Но это требует от человека духовной активности, борьбы со злом в себе, за “свободу от самого себя”: “Я испытываю страх перед тем, что из-за неверности по отношению к самому себе могу ранить отравленным копьем мою волю к жизни”.

 

Такое мироощущение неизбежно противоречиво. Переживая волю к жизни каждого существа как свою, человек не может существовать, не принимая жертвы природы: не поглощая воду и воздух, не пользуясь теплом и светом, не питаясь существами природы. Таково устроение жизни: более организованные существа живут, питаясь существами низшими. Это - закон иерархии. Учение А. Швейцера о воле к жизни необходимо дополнить волей к жертвенности. Жертва - в основе нашей жизни, она ее закон. Вслед за осознанием, что природа - живое существо, приходит осознание того, что, питаясь телом природы, мы вправе принимать эту жертву, если сами жертвуем собой, отдаем себ служению Богу и людям. Только такая жизнь делает человека гражданином Вселенной, приобщает к Вечности. Развивая мысли Швейцера, хочетс добавить, что чем сильнее чувство благоговени перед жизнью, тем острее и глубже должно быть переживание вины и покаяния. С этим нужно жить, чтобы быть в единстве и согласии со всем сущим.

В житиях святых повествуется о том, как люди, посвятившие себя служению Богу, людям и всему сущему, общаются с природой. Победив зло в своей душе, очищая свою природу, они изливают любовь на всякое живое существо. Эта любовь влечет к себе и диких зверей: таков образ преподобного Серафима Саровского. Он жил в лесной глуши, и в гости к нему приходил медведь за лаской и угощением.

Духовная высота и нравственна чистота человека открывают ему таинственный язык природы. Найти с природой общий язык - особа задача человека. С себе подобными вступить в диалог легче. Ведь природа говорит иным языком, и постигают его немногие, но призван к этому каждый.

Об общении человека с природой говорят памятники культуры всех времен и народов. Трудно найти народную сказку, в которой не участвуют природные существа: они помогают добрым, мешают злым персонажам, совершают работу, непосильную самому герою сказки. В содружестве с силами природы человек может творить чудеса.

В “Слове о полку Игореве” природа является действующим лицом. Вот как пишет об этом Д. С. Лихачев: “Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, “стонущая грозою”, стремитс остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от мор на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретая черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя преклоняются до земли или роняют листву”. В этом соучастии природы силам добра знаменательна предсказующая роль природы: она дает “знамения”, знаки, говорящие человеку о том, что его ожидает. Природа говорит человеку своим языком образов-символов. И эти указани сбываются. Велика печаль природы о поражении Игоря, не послушавшего ее голоса.

В наше время “Слово о полку Игореве” звучит как предупреждение всему человечеству об угрозе его поражения в борьбе с силами зла, если не обратится оно к своей матери-природе, не прислушается к ее голосу.

Не предупреждают ли нас стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, засухи, неурожаи о последствиях духовного бесплодия, вражды и кровопролитий? Не отражает ли природа состояния человека?

Во время засухи и неурожая русские люди издавна молились пророку Божию Илии, каясь в оскудении веры, ожесточении сердца нечистотою мыслей и чувств. В молитве пророку Илии во врем бездождия есть удивительные слова, выражающие глубину понимания связи природы с состоянием души человекам: “Исповедуем, яко и мы, якоже древний Исраиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, но раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися яко медяно, яко заключися сердце наше от милосердия истинныя любви ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия, сего ради увяде злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство: сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми”.

Пророк Илия жил в IX веке до Рождества Христова. Он гневно обличил израильского цар Ахаава за отступление от веры в истинного Бога и поклонение идолу Ваалу, возвестив ему, что за это в наказание его и всего его царства три с половиной года не будет в стране дождя и наступит великий голод. По его молитве так и было. Он явил израильскому народу знамения и чудеса, показавшие бессилие идолопоклонников жрецов перед истинной верой: по молитве пророка Божи огонь сошел с неба и воспламенил принесенную им жертву, троекратно политую водой. Идольская же жертва не возгорелась. Люди поверили пророку Илии, проповедавшему им Единого Бога, и раскаялись в своем заблуждении. И тогда по молитве пророка Божия животворный дождь оросил землю. Святому покоряются стихии - и огонь, и вода, и воздух: он “свирепые волны морские и страшные бури утишает, громами и молниями по воле Божией управляет”, “тлетворные ветры и смертоносные язвы, поражающие людей и скот, укрощает”.

Пророка Илию в молитвах величают “предтечей второго пришествия Христова”, ожидая его явления на земле в конце времен дл утверждения людей в вере в Бога и обличени антихриста.

Иконописцы изображают пророка Илию возносящимся на небо на огненной колеснице. Пламенная вера в Бога возвращает человека в его первоначальное достоинство: до грехопадени Адам был бессмертен.

Святые земли нашей скорбят и молятс за народ и землю русскую, подобно тому, как скорбел за народ свой пророк Илия: “Зело скорбел еси, пророче, яко оставиша завет Его сынове Израилевы, алтари Его раскопаша и пророки избиша. Господь же во утешение Свое возвести тебе, яко не весь Израиль отступи от Него, но имать седмь тысящь сокровенных рабов Своих, иже не преклониша колена своя Ваалу”. Разрушены храмы, осквернены алтари замучены праведники на земле русской. И не миновать нам стихийных бедствий и тяжких испытаний, пока народ наш не перестанет поклоняться “мерзким идолам”, “раболепству страстям и похотям”, “служа идолу чревоугодия и сластолюбия”, “идолу гордости и тщеславия”, подражая “богопротивным иноплеменным обычаям и погибельному духу времени”. Но не весь народ отступил от Бога, и пока есть на земле нашей праведники, будет жить отечество наше, общий наш дом.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев