ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"
ПОД СВЯТЫМИ ХОРУГВЯМИ КРЕСТНОГО ХОДА
Мало что сегодня греет нас в безотрадной круговерти дней и событий. Но не зр говорят: жива душа калачика просит. Людей тянет к святому, светлому и возвышенному. Поэтому вопреки серой и тягостной повседневности, увлекающей нас куда-то в низы убогого существования, оживляется и обновляетс духовная жизнь России, восстанавливаются и наполняются народом храмы, возрождаются прежние, утраченные формы церковной жизни.
В Тульской епархии, отмечающей в этом году свое 200-летие, с помощью Божией вознамерились провести многодневный Крестный ход. Уже год назад, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, впервые за последние 80 лет, от кафедрального Всехсвятского собора до Тульского кремля прошел первый Крестный ход. Но одно дело - пройти в течение часа от храма до храма по свободному от транспорта проспекту, а другое - многодневный и долгий путь, что само по себе уже подвиг, который далеко не всякому по силам.
Священноначалие епархии в лице митрополита Тульского и Белевского Серапиона благословило это святое намерение. Организатором и неутомимым двигателем дерзновенного замысла стал мирянин, русский человек, депутат Областной Думы Владимир Николаевич Петрушенков. Уроженец тульской деревни, трудяга по натуре, воспитанный на канувших в лету коммунистических идеалах, он как и многие иные вчерашние “строители светлого будущего”, искренне, без лицедейства обратился к вере отцов. “Тогда, после революции, - говорит он, - в безумии своем на великое замахнулись - низвести Рай на землю. Но скоро стало ясно, что без Бога ни до порога. Сами того не сознавая, пилили сук, на котором сидели: посягнули на веру Христову, захотели искоренить и сжить ее со свету, - но оказалось, что с утратой веры начал загнивать и смердеть корень былой крепкой и здоровой нравственности в русском народе. Безверие с неизбежностью породило беспредел и вседозволенность”.
И вот, замаливая собственные грехи, желая послужить Богу и Отечеству, вчерашний партиец принялся за дело. Предстояло найти доброхотов и жертвователей, самому дважды проколесить по 500-километровому маршруту, договориться по местам о встречах и устройстве ночлега, заручиться четырьмя автобусами, грузовиком и тремя УАЗами. Где-то надо было выпросить на время походную кухню, более сотни матрасов и одеял для паломников... Дело было не из легких. Много помогло и то, что оргкомитет возглавил молодой викарный епископ Тульской епархии владыка Кирилл. Его стараниями было собрано и оповещено духовенства тех городов и поселков, где должен был проходить Крестный ход. По всем 15 храмам Тулы были развешены объявления, приглашавшие паломников. Несколько раз о предстоящем ходе сообщалось по областному радио и телевидению.
Поскольку Крестный ход получил именование “Русь соборная”, то были отправлены приглашения и в соседние епархии. Было напечатано 30 тысяч “Православных листков” и доставлено из Москвы для раздачи людям столько же православных газет и брошюр.
Решено было начать Крестный ход со святыни Земли Русской - Куликова поля. И вот 1 июня, в день памяти святого благоверного княз Дмитрия Донского, после литургии и панихиды за всех воинов, на поле брани убиенных, которые совершил владыка Кирилл, богомольцы встали перед храмом Рождества Богородицы, слагая из своих рядов колонну Крестного хода.
Зрелище было необыкновенное. Впереди следовала звонница из нескольких разновеликих колоколов, закрепленных на УАЗике. За ней - шестеро мужчин и отроков несли укрепленные на древках кресты разной величины. За ними следовала величавая, златотканая хоругвь, которую поддерживали сразу три человека. Далее несли икону всех русских святых, благословленную монахами Оптиной пустыни. На протяжении всего 10-дневного шествия ее благоговейно нес В. Н. Петрушенков. За иконой следовали духовенство и певчие, а сразу за ними воздымались к небу 40 хоругвей и знамен, которые несла в своих руках дружина московского Союза православных хоругвеносцев, возглавляемая Леонидом Симоновичем. Затем рядами по 4-5 человек шел с иконами в руках православный люд. Со своими надеждами и хворями, с покаянием и смирением, шли, объединенные в одно духовное целое.
Вот восьмилетняя щебетунья Маша со своей мамой-сердечницей, которая на третий день пути доверительно-радостным шепотом открылась мне: “Думала, из-за сердца и полкилометра не пройду, придется садиться в автобус. А тут - надо же! - Господь так укрепил, что вот уже сколько иду, а сердечка своего не чувствую”. Среди певчих - две монахини из рязанского Солотчинского монастыря: совсем молоденькая инокиня Анна, молчаливая и умилительная, и вторая, гораздо старше ее, Мария - разговорчивая и благоуветливая. “В обители нас 30 сестер, - рассказывает она. - В монастыре с грехами нашими нелегко, но где, как не там, и помощь Божья, и благодать Его спасающая. Вот и на Крестном ходе - телу трудно, а душа очищается и легчает...” Анатолий Иванович, пенсионер из пригородного Скуратова, вчерашний бухгалтер: “Мне моя говорит (это он про жену): Бутылка тебя сильнее иконы влечет. Ты сходи вместе со всеми: посмотришь, как люди веруют. Может, и тебе Бог даст силу слабость свою перемочь”.
Глава дружины хоругвеносцев Леонид Симонович так объяснял мне побудительные причины создания их Союза: “Спасение наше совершается благодатию Божией, а благодать прежде всего через красоту, через благолепие себя являет. Нигде кроме Православия такой красоты не увидеть. Вот идем мы сейчас Крестным ходом, и все, кто видит наши хоругви, знамена, кресты и иконы, не остаются безучастными. А ведь вера и начинается с этого самого отклика на благодать Божию”.
Через 15 городов и поселков Тульской области прошел наш Крестный ход. И всякий раз на перезвон колоколов, на звуки церковного пения, на проникновенные слова призывов и обращений выходили навстречу, стояли на тротуарах и балконах, шли следом наши, крещенные по рождению и православные по малой своей вере люди. Одни недоумевали, глядя на невиданное, красно-украшенное благолепие, другие крестились, просветлялись и утирали слезы. Верится, что ни один человек не остался равнодушен к увиденному и услышанному. Всякий раз, когда Крестный ход, преумноженный в своем числе местными жителями, подходил к центральной площади, перед иконостасом, в считанные минуты устрояемом из хоругвей и образов, священники совершали молебен, кропили святой водой многолюдную толпу собравшихся, обращались к людям с призывными словами проповеди и наставлений.
Отрадно было видеть, что вместе с духовенством, прихожанами и простым народом навстречу Крестному ходу выходили с хлебом-солью представители и главы администраций районов и поселков. Так было в Болохово, Суворове, Белеве. Слава Богу, что времена противостояния власти и Церкви прошли безвозвратно!
За все время пути каждый из идущих вынес множество впечатлений и обогатилс бесценными крупицами духовного опыта. Когда Крестный ход входил в город Киреевск, где никогда не было и доныне нет еще храма, над крестами, хоругвями и иконами на глазах у всех завис белоснежный трепещущий голубь. Как уверяли мен многие, во время шествия по Богородицку и Белеву, где нас как-то по-особенному тепло встречало множество народу, солнышко чудно играло на июньском небе.
Наших ребятишек так порадовали молоденькие жеребята, которые как завороженные смотрели с луговины на проходящую мимо них процессию. А один жеребенок неожиданно сорвалс с места и ускакал вперед; через несколько минут мы снова увидели его: он стоял рядом с матерью и теперь, как бы известив ее, любовался увиденным вместе с нею.
Одним из самых отрадных впечатлений для паломников стала встреча со Святейшим Патриархом, который 6 июня благословил и напутствовал паломников во дворе Всехсвятского кафедрального собора. Большинство из нас в этот момент впервые так близко увидели Святейшего, услышали его голос, почувствовали своим сердцем преисполненное любовью и миром сердце нашего архипастыря.
Начав свой ход от поля ратной славы России, богомольцы к вечеру 10 июня пришли к другой святыне нашей земли - Оптиной пустыни. Весь этот долгий, но благословенный путь всем увиденным, услышанным и осмысленным свидетельствовал, что вера Православная жива в народе нашем, что в испытаниях, навалившихся на нас, помощи следует искать и просить у Бога и надеяться не на заморских кредиторов, а на сокровищницу возрожденной души русского человека.
Олег Сенин, катехизатор Тульской епархии,
участник Крестного хода
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев