ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

НАС СПРАШИВАЮТ

“Недавно я услышал по радио, как священник говорил о условиях недействительности исповеди. Что это может означать?”

В. Кузнецов, г. Москва

Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из книги архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского) “Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния”, изданной в Костроме в 1859 году.

НЕДОСТАТКИ, ЛИШАЮЩИЕ ИСПОВЕДЬ СИЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Исповедь может быть недействительна или со стороны духовника, или со стороны кающегося. Исповедь бывает недействительна и должна быть повторяема:

1) если исповедующий не имеет дозволения от Архиерея исповедывать;

2) если воспрещено ему священнодействовать;

3) если он не сказал или не договорил слов разрешения;

4) если не выслушал ни одного греха от кающегося. Ибо если духовник разрешит, выслушав только некоторые грехи, исповедь не теряет своей силы. Но если кающийся заметит, что духовник не слушает его исповеди, то он должен остановиться, пока духовник опять станет внимать его исповеди. Если же он, видя невнимание к исповеди со стороны духовника, с намерением будет спешить исповедаться, чтобы легче получить разрешение, то он тяжко согрешит.

Исповедь недействительна бывает со стороны самого кающегося:

1) если он по преступному нерадению об испытании своей совести не покаялся в каком-либо смертном грехе;

2) если исповедался и получил разрешение, не имея сокрушения во грехах;

3) если не имел твердого намерени впредь исправиться; например, если, изъявл готовность примириться с ближним, или возвратить другому имущество его, или уничтожить соблазн, им допущенный, или удалиться от ближайшего случая к смертному греху, или предпринять средства к избежанию повторений греха, - не решился сделать сего;

4) если по лицемерию, или стыду, или по развращенности скрыл на исповеди какой-либо грех действительно смертный, или такой грех, который он сам считает смертным; если не открыл обстоятельства, изменяющего вид греха, или какое-либо другое обстоятельство, какое считал себя обязанным открыть под опасением смертного греха;

5) если сделался виновным в лжи в важных предметах исповеди;

6) если, принимая епитимию, возложенную на него духовником, не был намерен исполнять ее;

7) если разделял свою исповедь, открывая одну часть смертных грехов одному духовнику, а остальную другому, чтобы их все не открыть;

8) если для удобнейшего получени прощения во грехах, не желая отказаться от греха, к духовнику, который по неведению, по немощи не исполняет церковных правил относительно исповеди, или к такому, который разрешает всех, к нему приходящих, не заботясь о том, достойны ли они сего или нет.

Во всех сих случаях, где недостатки исповеди зависят от кающихся, исповедь не имеет никакой силы и, не очищая греха кающегося, сама делается грехом тяжким - святотатством.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев