ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"
“О, НЕСМЫСЛЕННЫЕ ГАЛАТЫ...”
Грустные путевые заметки о Галичском крае
Недавно довелось мне с друзьями побывать в Костромской области. Впечатлений эта поездка принесла немало. Однако в целом все увиденное подтверждало давнюю истину: жизнь столицы и реалии российской глубинки суть пример разительного контраста. К сожалению, касаетс это и церковной жизни. Поездка по Костромской земле наглядно это подтвердила.
За последнее десятилетие мы привыкли к тому, что духовная жизнь стала возрождатьс после долгого периода гонений на Церковь. Пример Москвы, конечно, впечатляет: в кратчайший срок здесь вновь открыто без малого четыре сотни храмов. Причем почти при каждом из них служат хорошо подготовленные, образованные священники, действуют либо воскресные школы, либо братства, курсы, центры, общества и т.д. Не менее оптимистична ситуация и в Московской области, где за последние годы возрождено около семисот приходов. Фиксируемые нашим сознанием успехи в деле духовного возрождения Отечества неизбежно выстраиваются в эсхатологическую перспективу: с надеждой вспоминаются слова преп. Серафима о том, что за веру и благочестие Господь помилует Россию.
Однако не преувеличиваем ли мы достигнутых успехов? Стоит отъехать от Москвы на каких-нибудь триста-четыреста километров, как все кардинально меняется. Если последовать в северном направлении, то уже где-то за Ростовом Великим начинаешь замечать, что в придорожных деревнях становится все больше ветхих, покосившихся, а то и вовсе заброшенных домов. Среди сельских храмов все реже можно встретить действующие - обычно глазам предстают недоистребленные в годы “безбожных пятилеток” руины церквей, чье уничтожение довершают сегодн непогода, равнодушие потомков и полнейшее обнищание русского села.
К северу от Костромы картина еще безотраднее. Время как будто поворачивает вспять - на протяжении всего пути вас будет сопровождать невеселый пейзаж российской глухомани, знакомый еще по советским временам и с тех пор не только не изменившийся, но ставший еще трагичней: вымирающие или уже полностью обезлюдевшие села, ржавеющая на заброшенных полях техника и над всем этим - громадные по размерам, но почти всюду разоренные и вот-вот готовые обрушиться храмы. Во множестве они встречаются в некогда богатых торговых селениях на пути, которым мы проследовали, - от Костромы до Солигалича. Но ни в одной деревне не увидели мы храма, который был бы вновь открыт после семи десятилетий безбожной власти.
Изящная, екатерининского времени, Никольская церковка села Болотова стоит у самой дороги, но богослужения в ней так и не возобновлены, хотя казалось бы, что и живое пока еще поселение находится совсем рядом, и проезжающие по оживленной автостраде путешественники могут заглянуть в храм. Но увы... Впрочем, Болотовской церкви еще повезло: на заре “перестройки”, еще до того, как в ходе “реформ” развалился местный совхоз, ее успели слегка подремонтировать. А чтобы современные троглодиты не испещряли стены храма “наскальными” рисунками и надписями, вход в церковь попросту замуровали.
Куда безрадостнее оказалась участь церкви села Михайловского, что стоит уже под самым Галичем. Храм XVIII века, довольно неплохо сохранившийся (скорее всего, закрыт он был не так давно, в пору хрущевской “оттепели”), сегодн служит мастерской по ремонту сельскохозяйственной техники. Судя по всему, никого из жителей этого близкого к райцентру и вполне благополучного по нынешним меркам села не трогает продолжающееся кощунство и разрушение древнего памятника.
Впрочем, и в самом древнем и некогда славном Галиче можно наблюдать то же самое. По-прежнему, как и в советские времена, стоят в центре города два обезглавленных и до крайности обезображенных здания главного храма города - Спасо-Преображенского собора - “теплая” и “летняя” церкви. Одна из них изуродована до неузнаваемости и превращена в хлебокомбинат. Другая - с остатками уникального “узорочья” и оригинальными наличниками - служит магазином. Галичане его с удовольствием посещают и на вопрос о том, не смущает ли их, что в древней святыне творитс такое безобразие, как правило, отвечают неподдельным удивлением - большинство из них даже не подозревает о церковном прошлом их любимого “магазина”.
Столь же печальна и судьба других храмов Галича Мерьского. Прямо за зданием райадминистрации стоят руины храма, построенного, если судить по его архитектуре, не позднее XVIII века. Что это за храм, нам так и не удалось узнать - местным жителям сие не ведомо. Развалин церкви они как будто просто не замечают: советская эпоха приучила нашего человека жить как на стройплощадке, среди хлама и мусора, на перекопанном участке нескончаемой стройки-перестройки. Другой храм, совершенно переделанный и лишенный своих глав, с трудом удалось опознать в здании местного дома культуры - только по-барочному вычурная полусферическа кровля да пара недосбитых наличников напоминают о том, что когда-то это сооружение было Божьим храмом.
Более других повезло в Галиче церкви св. Георгия бывшего Богоявленского монастыря. Лет пятнадцать тому назад, когда уже “повеяли новые ветры”, но еще не успела наступить пора разрухи, сообразило галичское руководство, что как-то негоже столь древнему городу быть совсем без памятников старины. Тогда-то и вспомнили о стоявшем почти у самой центральной площади города бесформенном обрубке, в котором слабо угадывалось нечто, восходящее аж к XVII веку - древнее в Галиче ничего не нашлось, все успели ликвидировать за годы “торжества марксизма-ленинизма” над разумом. С Георгиевского храма сняли позднюю штукатурку, восстановили сочный декор, “надели” на него пятиглавие - и город действительно получил весьма самобытный памятник. Вот только взорванную шатровую колокольню храма так и не успели воссоздать - горбачевская “перестройка” мирно скончалась, не приходя в сознание.
Однако ошибкой было бы думать, что рачительные хозяева города просто так, за здорово живешь, подарят любовно восстановленный храм Русской Православной Церкви, которая его построила и веками была его хозяином, пока не пришла эпоха “экспроприации”. Мало ли кому что раньше принадлежало - в Георгиевском храме решено было открыть музей народного искусства. И открыли. Правда, по приезде в Галич нас встретил громадный замок, повешенный на дверях “музея”. И хотя был выходной день, сколько мы ни топтались вблизи “святилища муз” в надежде на встречу с прекрасным, двери его перед нами так и не открылись. На вопрос: когда музей бывает открыт, - никто из прохожих-галичан ответить не смог. Ржавчина на дверном замке навевала самые пессимистичные предположения на этот счет.
Впрочем, как ни печально, но приходитс признать, что возрождение нового прихода в Галиче попросту никому не нужно. Это стало в какой-то мере понятно после того, как мы посетили единственный никогда не закрывавшийся галичский храм - Введенский. Маленькая, но удивительно уютная церковка полна старинных икон. Здесь, например, находится и чудотворный, явленный еще в XV веке, Овиновский образ Божией Матери. Но увы, храм отнюдь не был переполнен, даже несмотря на то, что богослужение совершалось архиерейским чином - в Галич в тот день прибыл архиепископ Костромской и Галичский Александр. Десятка три старушек да несколько заплаканных средних лет женщин (по-видимому, горе привело в храм) - вот практически и весь “собор”. Молодежи нет совсем. Похоже, что религиозностью современные галичане отнюдь не отличаются. И даже крайняя нужда, приметы которой здесь, в костромской глубинке, ощущаются особенно остро, не трогает очерствевшие за годы “строительства светлого будущего” души. Так что возрождать порушенные святыни древнего города, кажется, и некому, и не для кого.
Неспешно и с немалым трудом восстанавливает Введенский приход свой второй храм - расположенную рядом с “теплой” Введенской “холодную, летнюю” Васильевскую церковь. Ранее она была отобрана у прихода, закрыта и также чудовищно обезображена при попытке переустроить ее для хозяйственных нужд “строителей коммунизма”. На большее, чем медленное воссоздание Васильевского храма, небогатый галичский приход пока не способен.
Впрочем, я, пожалуй, ошибаюсь, говоря, что, кроме Введенской и Васильевской церкви, в Галиче нет иных действующих храмов: на самой окраине города недавно вновь открылс кладбищенский Космодамиановский храм. Но здесь приход и того малочисленнее, как, впрочем, это всегда бывает на кладбищах, - на воскресную всенощную едва собирается десяток старушек. “Секрет” успешного возрождения храма св. Бессребреников мы вскоре обнаружили - предприимчивый батюшка, как оказалось, открыл при церкви мастерскую по производству надгробных памятников - на вырученные средства и удалось отреставрировать старинный храм, построить приходской дом. Но увы, как это ни грустно, посещают храм галичане, как правило, лишь отправляясь в мир иной.
Еще одна святыня древней Галичской земли возрождается сегодня. Правда, также отнюдь не ко всему безразличными галичанами. Речь идет о расположенном в окрестностях города Паисиевом монастыре. Он был основан на рубеже XIV-XV веков. Архимандритом славной обители был преп. Паисий Галичский, игравший заметную роль в церковной и политической жизни Руси XV в. Мощи Преподобного и ныне покоятся под спудом в до крайности разоренном и загаженном Успенском соборе - главном храме монастыря. В годы советской власти он был разделен на этажи и превращен в птичник, что, конечно же, самым трагическим образом отразилось на судьбе храма. Впрочем, Успенскому собору еще “повезло”. Соседний Троицкий храм, уникальный своим 3-главием памятник зодчества XVII в., также освоенный предприимчивыми советскими зоотехниками, был ими доведен до такого отчаянного состояния, что в конце концов рухнул.
Сегодня святые руины Паисиевой обители пытаются восстановить всего лишь 6 слабых женщин - насельниц возрожденного два года назад монастыря - во главе с игуменией Наталией. Назвать их труд подвижническим и титаническим - значит, по сути, ничего о нем не сказать. У любого другого человека, наверное, руки опустились бы при виде той чудовищной разрухи, до которой довели святое место галичские птицеводы. А вот матушка Наталия полна оптимизма и уверена, что с Божьей помощью удастся вернуть Паисиевой обители и былую красу, и былую славу. Эта женщина, удивительно мягкая в общении, в то же врем поражает какой-то невероятной, неженской силой духа. Она действительно стала настоящей матерью для немногочисленных сестер Паисиева монастыря, среди которых есть и болящие, и глухонемая. Так и трудятс Паисиевские инокини - изо дня в день, при полном равнодушии окрестных жителей, почти без всякой помощи извне. Только летом приезжают сюда редкие паломники, главным образом из столицы, - пусть немного, но подсобить возрождаемой обители. За два года дело заметно продвинулось вперед: уже вычинены главы Успенского собора, восстановлен придел преп. Паисия, где минувшим летом начали служить литургии. Пока что это единственный действующий храм Паисиева монастыря. Дай Бог, чтобы и другие поднялись из руин.
Вот такие невеселые впечатлени принесла нам поездка в древний Галич Костромской. При виде грустной картины запустения некогда славного, наполненного храмами и святынями города, соперничавшего в былые годы с самой Москвой, при виде окамененного нечувствия наших соотечественников, уныло и леностно прозябающих и коснеющих среди неряшливых развалин великого прошлого и так и не осмысливших горького урока, преподанного нашей недавней историей, невольно вспоминались строки Павлова Послания к Галатам (и как созвучно: галаты - галичане!): “О, несмысленные галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос... (Гал. 3,1).
В. РОМАНОВ
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев