ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"
“МОНАРХИЯ ДЛЯ РОССИИ”
“Круглый стол” под таким названием был проведен обществом “Радонеж” 21 апреля в Международном Славянском Фонде
Окончание. Начало см. в № 7-8
Е. Никифоров:
Представим себе, что мы получили монарха. Чем этот монарх будет отличаться по своим функциям и по своему характеру от того, которого мы сейчас имеем, от того же самого Ельцина, который является неограниченным властителем? Чем отличается тот “монарх”, которого мы имеем сейчас, от того, которого мы действительно вожделеем и образ которого Вячеслав Михайлович Клыков описал чрезвычайно привлекательно - защитника, отца народа и т.д? В историческом контексте были и слабые монархи, были и те, которые являлись марионетками режимов вполне антихристианских, были масонами. Кто даст гарантии того, что, получив монарха, мы не получим на самом деле масона на троне, который будет на самом деле одним из способов манипулировани общественным мнением? Какие предохранители выработаны против возможности такого поворота событий?
З. Чавчавадзе:
Во-первых, я хотел бы сказать, что выводить понятие “монархия” из корневого слова “моно” (то есть власть одного) и считать, что если власть принадлежит одному, то это и есть монархия, - это по меньшей мере наивно. Очевидно, что власть одного можно назвать и диктатурой, тоталитаризмом, авторитаризмом. Да, при монархии верховная власть сконцентрирована в руках одного правителя, которого называют царем, императором, королем и т.д., но сводить содержание монархии лишь к единовластию - это значит не понимать сущности монархии. А о православной монархии в таком случае вообще говорить не приходится.
Думаю, что те православные люди, которые размышляли над темой монархии, отлично понимают, что трудно даже представить себе ту гигантскую степень ответственности, котора ложилась на плечи православного Государя. Мы - православные верующие - понимаем, что за все содеянное нами в жизни дадим ответ пред Богом. Немыслим православный Государь, лишенный этого религиозного чувства. Немыслим! А значит, он переживает свою ответственность не только за себя, но и за судьбу каждого из своих подданных. Он будет нести ответственность перед Всевышним на Страшном Суде не только за свои деяния, но и за каждого своего верноподданного. Вы понимаете, сколь велика разница между тем, кто с такой ответственностью правит государством, и тем, кто также правит единолично, но в качестве обыкновенного диктатора. Поэтому, когда мы говорим о православной монархии, о той монархии, которой мы лишились в 1917 году, то мы с очевидностью говорим о том, что тот объем власти, которой располагал православный Царь, в реальности составлял совершенно ничтожную пропорцию в сравнении с объемом ответственности, которая лежала на его плечах.
Сегодня известно достаточно много о том, какие силы участвовали в разрушении Российской Империи и устранении Русского Государя. Мы знаем эти силы: это внутренние и внешние враги монархии и России. Но все эти силы зла не могли бы сделать ничего, если бы не случилось того, о чем уже сказал нам о. Валентин, - дехристианизации и расцерковления русских людей. Об этом предупреждали еще в прошлом веке лучшие представители нашего народа - и Оптинские старцы, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и Ф. М. Достоевский. Государь наш сокрушился злыми силами. А мы (может быть, не мы лично, поскольку мы не жили в то время, но мы - в смысле “русский народ”) не сумели этому противостоять, прежде всего в силу своей духовной деградации. И мы, кстати говоря, сегодняшние люди, тоже в ответе, потому что нас многое роднит с теми предыдущими поколениями нашего народа. Прежде всего нас роднит с ними наш личный грех. Нераскаянный грех. Не просто грех, а тот грех, который мы не считаем нужным исправлять в себе, в котором мы не хотим принести покаяние. Каждый раз, когда мы грешим (что естественно дл каждого человека), но не каемся, каждый раз мы повторяем то же самое, что сделали те наши собратья, реакцией которых на натиск сил зла была пассивность, губительная пассивность, котора уничтожила наше Отечество.
Православная монархия - это власть Помазанника Божия, полностью ответственного перед Богом за каждого из своих подданных. Православный Монарх в Таинстве Миропомазани получает особый дар Духа Святого, который освящает его власть и укрепляет его правление. Православный Монарх с самого детства воспитывается в лоне Церкви. В нем с детства формируется религиозное чувство.
Кто-то из наших современных батюшек говорил еще в годы гонения на Церковь, в 60-е-70-е: “Любой заклятый атеист, гонитель и хулитель Церкви, если бы он только согласился на эксперимент и прошел годичный круг всех церковных служб (при этом достаточно только внимательно вслушаться и вникнуть в содержание богослужебных текстов), со 100-процентной гарантией стал бы верующим! Он не смог бы не быть верующим! А ведь православный Государь воспитывался в вере и благочестии с пеленок, и его религиозность не подвергалась никаким сомнениям. Монархия - это безусловно моно-власть, но моно-власть человека, сознающего свою ответственность перед Богом.
А. М. Мигранян:
Конечно, говорить сегодня о монархии - интересно. Но у меня такое впечатление, что разговор у нас в значительной степени получаетс схоластический. Нет никаких сомнений в том, что если один человек, который является самым умным, благостным, справедливым, образованным, добрым, управляет нами, то его власть - самая лучшая из всех, какие только можно представить себе вообще. А если монарх - не умный, не сильный, не волевой, не благостный, но все равно облечен на то, чтобы управлять, и миллионы людей зависят от того, как он будет управлять, - что делать в таком случае?
Не я ставлю под сомнение саму идею наследственной монархии - весь мир поставил под сомнению эту идею. И Гоббс, и Локк, и целый ряд других выдающихся мыслителей древнего мира и нового времени. В силу того что я отношусь этнически к армянскому народу и к Армянской Апостольской Церкви (хотя в Вашингтоне и Бонне меня почему-то считают русским националистом и империалистом - видимо, по недоразумению, исход из моих политических и прочих позиций), в силу особых исторических связей армян и Византии я должен отметить, что и Византия не знала идеи наследственной монархии. Ведь в Византии все Императоры были выборными. И, собственно говоря, современная система президентского правления, которая возникла впервые в конце XVIII века и потом распространилась по всему миру, - это и есть, в сущности, принцип выборной монархии. Выборна монархия в этом случае стала гораздо более гарантированной, чем это было в Византийской Империи, потому что Императорам Ромеев никто не давал править четыре года, как большинству современных президентов, - в Константинополе гораздо чаще осуществлялись перевороты, и легитимность приходивших к власти новых монархов нередко была весьма сомнительной. Здесь уже не раз говорилось о циничной политической действительности, так что мы, политологи, вынуждены быть реалистами и не идеализировать никакие формы правления, в том числе и монархию как одну из форм правления.
Я думаю, что к сложившейся сегодн ситуации нужно подойти конкретно, потому что до сих пор все разговоры были очень далеки от реальной российской действительности. Мы хотим ввести монархию? Хорошо. Но какую монархию мы должны ввести? Какая монархия нам нужна? Нужна ли нам абсолютная монархия? Даже конкретный кандидат меня меньше всего интересует. Вы прекрасно знаете, что президент Рейган ничего не соображал, ничего не знал, но при нем американцы, можно сказать, похоронили Советский Союз и стали наиболее сильной нацией в этом веке. И это несмотря на то, что Рейган засыпал на заседаниях собственного правительства.
А если монархия в России будет не абсолютная? Но можно ли в России вводить конституционную монархию и при этом иметь еще и президента, и несколько других легитимных органов власти, избранных народом? И где эти легитимности будут сходиться? Я уж не говорю о том, что мы даже не смогли создать в России институт президента и вице-президента. Эти два человека в рамках институциональной системы должны были сосуществовать, а они у нас закончили тем, что один хотел уничтожить другого. В итоге институт вице-президента вообще ликвидировали, потому что не в российской традиции - иметь несколько центров власти. Не в российской традиции - иметь горизонтальные отношения.
Что такое монарх сегодня? Я - один из участников Конституционного совещания, один из тех, кто писал ныне действующую Российскую Конституцию, кто тоже наивно думал, что России сегодня нужна сильная власть, диктатура дл обеспечения переходного периода от тоталитаризма к демократии, для выхода из коммунизма. Мы написали соответствующую этим задачам Конституцию, но чем это все в итоге закончилось?
Увы, так получается, что при царе, при генеральных секретарях, при президенте - мы постоянно воспроизводим одну и ту же политическую систему, когда во главе государства стоит один человек, который может работать, если у него есть такое желание, и тогда вся система работает. Но когда он не хочет работать - то и вс система оказывается парализованной! Иначе: если система будет работать без главы государства, зачем он тогда нужен? Он вообще в таком случае лишний! И поэтому, не работая, чтобы сохранить свое положение, он парализует все, чтобы никто и ничто не работало.
Подытоживая все мною сказанное, хочу подчеркнуть: я не вижу никакой востребованности монархии в современной России. Не вижу в этом направлении никакого движения снизу и не вижу никакого логичного, рационального объяснени сверху. И поэтому эту идею, какой бы интересной она ни была, считаю несбыточной.
Сегодня в Казахстане семь миллионов русских загнаны в резервацию! Похожую картину мы видим и во многих других местах бывшего СССР. Без настоящих вождей русский народ нигде сегодня не может самоорганизоваться. Должен быть вождь, вокруг которого все объединятся. Везде, где только бываю (я очень много езжу по СНГ), говорят: “Что там у вас, в Москве, думают? Когда, наконец, стукнут кулаком и скажут, что - пора?” А вот самим организоваться, действовать, что-либо делать - этого нет. Конечно, должен быть вождь. Но какой? Я думаю, в нынешних условиях, когда распадаетс государство (а мы очевидным образом это видим), когда мы наблюдаем демонтаж России как государства, когда регионам и республикам говорят: “Если вы недохватили, хватайте еще дальше и еще больше!”, когда государство является многонациональным и многоконфессиональным, закономерно возникает вопрос: все ли примут монарха? И какого монарха? Какой конфессии? Все ли сочтут его легитимным? Можно поставить целый ряд вопросов, на которые пока еще сложно ответить.
Протоиерей
Валентин Асмус:
Я хочу поблагодарить Андраника Мовсесовича за блестящую речь в защиту монархического принципа правления, потому что то, что мы сейчас от него услышали, доказывает лишь одно: русский народ никак не может принять иной формы правления, нежели монархическая. Правда, за последний век Россия видела очень разные разновидности монархии - была и монархи православного Самодержца, была и монархи несколько ограниченного в 1905 году Самодержавия, затем последовали “монархии” всевозможных генеральных секретарей, президентов, - но все равно это всегда была сильная единолична власть.
Естественно, сопоставление всех этих форм правления свидетельствует далеко не в пользу единоличной власти генеральных секретарей и президентов. Потому что, действительно, по своим личным качествам люди очень сильно различаются - могут быть волевые или безвольные, активные или бездеятельные и т. д. Но что коренным образом отличает наследственного монарха от генерального секретаря, президента и т.д., так это то, что наследственный монарх никоим образом не может отделить свое личное благо, благо своей семьи от благополучия, процветания, величия той страны, которую он возглавляет. В этом решительное отличие наследственного монарха от тех, кто готов был “громко хлопнуть дверью” в 1919 году (известная фраза тов. Троцкого - когда белые подходили к Москве, Троцкий сказал: “Что ж, мы уйдем, но мы уйдем, громко хлопнув дверью!”).
Мы знаем, что и позднее у советских лидеров имелась возможность “громко хлопнуть дверью”. И сейчас у наших власть имущих все готово, чтобы в случае чего уехать куда-нибудь в Швейцарию или на Мальорку и там проживать присвоенные миллиарды в полном благополучии. Все эти правители (хотя я вовсе не хочу ставить знак равенства, скажем, между Иосифом Виссарионовичем и Михаилом Сергеевичем), все они достаточно чужды интересов народа, который они возглавляли, в отличие от наследственных правителей.
Ну а что касается византийской монархии, то позволю с вами не согласиться: все-таки в Византии преобладал принцип наследственной власти. Там никогда не было закона о престолонаследии, но фактически наследственность власти существовала. Даже можно сказать, что в функционировании этого принципа наследственности в Византии проявлялось всевластие правящего Императора. Если в России после известного закона Императора Павла I о престолонаследии оно осуществлялось в строгом соответствии с точными предписаниями Закона, то в Византии престолонаследник определялся волей правящего Императора, который назначал себе одного или нескольких преемников-соправителей. Так что принцип наследственности власти Императора в Византии определенно существовал, хотя, конечно, имелись и некоторые пережитки республиканизма. Только в том случае, если Император умирал, не назначив себе преемника, действительно могло совершитьс избрание очередного Монарха.
В. Саулкин:
Когда речь заходит о выборной системе, то мы все хорошо помним что Самодержавие в России замечательно и естественно сочеталось с всесословным народным представительством - Земским Собором, о котором говорил Вячеслав Михайлович Клыков. Современным же избирательным системам, по которым избирают президентов во всех странах, точную характеристику дал Константин Петрович Победоносцев еще в прошлом веке - кучка денежных мешков, жуликов и проходимцев, скупив газеты, манипулируют общественным мнением. Православное отношение к власти - есть власть от Бога и есть власть, попущенная Богом, которая осуществляет принцип Богопротивления. Власть во всех странах, даже сохранивших декоративную монархию, сегодня явно осуществляют принцип Богопротивления. Что же касается политических технологий и возможности восстановления монархии, то хотелось бы, чтобы политологи попытались понять отношение Церкви к тому, что происходит с Россией в ХХ веке. Сбылись все пророчества наших Святых, обращенные к нашему народу. Святой Иоанн Кронштадтский, призывая к покаянию, предрекал: “Не будет покаяния - Господь отнимет благочестивого Царя и пошлет бич в лице тиранов, которые всю землю зальют кровью. Все сказанное Старцами сбылось даже в мелочах! Может быть, и сегодня стоит прислушаться к голосу Церкви, к голосу наших Старцев. Ведь и в начале века многие политики строили свои прогнозы о будущем России, но их мудрость оказалась посрамленной. Церковь видит сердце и человека, и народа, ей ведомо то, что в конечном счете определяет наши поступки, наше будущее. Отношение с Богом - вот что определит дальнейшую жизнь России.
Сейчас нам необходимо задуматься: что делать сегодня, чтобы Господь вернул Государя? Современные избирательные технологии, о которых точно сказал Победоносцев, выбрать Царя нам не позволят. Подсунут марионетку, за которой будут стоять кукловоды. Но утешают слова отца Валентина о нескольких процентах христиан в Риме, перед тем как Святой равноапостольный Константин стал первым православным Государем. Так что от нас, православных, зависит очень многое. Главное, чтобы верующие помнили учение Церкви о Самодержавном Помазаннике Божием. Скипетр и Держава Русского государства сегодня в руках Царицы Небесной. Необходимо, чтобы Господь услышал вопль сердец русских людей, переставших надеяться “на князи и сыны человеческие” : “Господи, ну нет больше сил терпеть! Даруй Царя!” К сожалению, это может произойти, скорее всего, во время такого всенародного бедствия, как война и смута. Тогда, может быть, и появятся, как и в XVII веке, Кузьма Захарьич Минин и Димитрий Михайлович Пожарский, а затем уже Православный Царь. Но не будем отчаиваться. Старец Аристоклий говорил: “И крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. Будем молиться и творить добрые дела - и когда они на крыло мухи перевесят - Господь помилует Россию”.
А. Стрижев:
Мне кажется, мы слишком ушли в теорию, оторвавшись от наших дней, и довольно умозрительно повели наш разговор. А раз умозрительно - то и неинтересно. Ведь разве можно так ставить вопрос: Ельцин - монарх? Как его вообще можно сравнивать с каким-то монархом, тем более с царем? Царь - Помазанник Божий. Он давал при венчании на Царство клятву служить Богу и своим подданным. Государь - это вершина своего народа, это водитель совести. Вот в чем разница! А те, кого тут сравнивали с монархами, - это лишь временщики, ставленники мировой закулисы, которая погубила и Царя-Мученика Николая II.
Наша старая беда в том, что русский народ никогда не имел национально мыслящей интеллигенции. Наша интеллигенция всегда жила завозными идеалами, далекими от церковно-народного сознания, и всегда была, по существу, антинародной. Вы скажете: но были же Пушкин, Достоевский. Да, но ведь это же не интеллигенты - это просвещенные светом Христовым люди. Вот в чем разница! А интеллигенты - разночинцы и разного типа чужероды - привнесли смуту в Россию, развратили русское общество и на всех уровнях еще до 1905 года смогли растлить идею монархии.
Чем, по существу, занимается Государь? Сохранением своего народа! Значит, он создает условия, необходимые для достойной жизни своего народа. Все, кто последовал свистунам и ненавистникам, то бишь интеллигенции, котора привнесла в Россию идеи, завезенные с Запада, кто создавал антикультуру (а культура, как известно, укоренена в культе - оттого она и культура настоящая), именно они привели к разобщенности народа и в итоге - к трагедии 1917 года. И в этом котле сгорела в конце концов и сама интеллигенция.
Сейчас, на фоне событий, которые происходят в Югославии, на фоне агонизирующей антинародной ельцинской власти, все больше людей задумывается над тем, что происходит. Я вижу, что народ стал рассуждать совершенно по-другому. Есть сдвиги, и это очень важно. Потому что дл установления в стране монархического стро нужно, чтобы у народа было монархическое правосознание. Не может православный монарх управлять страной, где, скажем, 90 процентов населения - атеисты. Наш народ должен понять, что для продвижения вперед, для того, чтобы остатьс народом, а тем более вновь стать великим народом, - нам нужно всячески оберегать от разрушени главную составляющую нашего самосознания - Православную Церковь Ведь не зря же наши недруги тратят большие деньги на то, чтобы расколоть Православную Церковь.
Мы все отлично знаем, что до Крещени Руси не было единого народа русского, были просто отдельные языческие племена. И только Православие превратило их в русскую нацию. Враги не жалеют ни средств, ни сил, держат здесь легионы всякого рода наемников, для того чтобы растлить народ, разорвать становую жилу нашего этноса. Мы должны всячески оберегать наше достояние - Православие.
Нужно понять простую вещь: не только по паспорту мы должны быть русскими, а во всем своем движении жизненном. Ведь Достоевский сказал: “Быть русским - значит перестать ненавидеть свой народ”. Сегодня в России слишком много тех, кто ненавидит свой народ, кто готов служить чужебесию, чужеродам, кому угодно. Этих вышедших из рода вполне можно назвать выродками. Надо не пополнять орду выродков, а умножать ряды людей здраво мыслящих и умеющих постоять за истину. Нам нужно собрать народ, который мог бы противостоять разложению и сатанизму, продажной власти и насилию. И тогда, возможно, сам собой встанет вопрос о воссоздании монархии или строя, скажем, национальной диктатуры. Может быть и такая промежуточная форма правления на пути к возрождению монархии. Нам надо сбросить коросту, которая нас всех облепила снизу доверху.
С Божией помощью да будет так!
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев