ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.30, 10 августа 2000.

Содержание выпуска.

АББРЕВИАТУРА "ХХС", ВПЕРВЫЕ ВЫПУЩЕННАЯ В ОБОРОТ "НОВЫМИ ИЗВЕСТИЯМИ" И ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, ПОЛУЧИЛА НАКОНЕЦ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ: ТОЛЬКО ЧТО ОТКРЫЛСЯ ПОМПЕЗНЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ ЭТОЙ ГЛАВНОЙ МОСКОВСКОЙ СТРОЙКИ, КОТОРЫЙ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ: WWW.XXC.RU
Евгений Комаров

"Зал церковных поборов", Новые известия, 04.08.2000, с.6

Правда, как заметил один фанат Интернета, в латинском написании эти буквы скорее напоминают размер XXL - и тоже не без намека: архитектурный и финансовый гигантизм дворца Христа Спасителя, возведенного на Волхонке, давно стал темой журналистских расследований.
Открытие сайта приурочено к открывающемуся через неделю Архиерейскому собору Русской православной церкви (РПЦ), который пройдет в Зале церковных соборов. Первоначально это помещение - самое торжественное в подземной ("стилобатной") части храма - не было включено в список объектов, вводимых в строй к 2000-летию христианства: не хватало денег. Однако по настоянию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II решение было пересмотрено. Сообщением о завершении отделочных работ в этом зале и открывается сайт xxc.ru.
Как известно, по стоимости строительно-монтажных работ стилобатная часть ХХС превосходит собственно храм. И это несмотря на то, что она вся целиком новодел: до революции храм стоял просто на холме. Все помещения стилобата щедро украшены декоративными элементами, зачастую не имеющими ничего общего с традиционным убранством российских культовых сооружений. По мнению экспертов, причина архитектурных излишеств проста: стройка финансировалась относительно стабильно, и у архитекторов была как материальная, так и "идейная" основа включать в свои разработки как можно больше изысков. На изготовление этих украшательств получали заказы излюбленные предприятия того или иного "господина оформителя". Предприятия в свою очередь, возможно, были благодарны проектантам за то, что те не забыли предусмотреть очередную завитушку и тем самым подкормить производственников.
Венцом этой технологии роскоши и стал Зал церковных соборов, за который отвечает Дмитрий Солопов - пожилой человек, архитектор добротной советской школы, личный друг Михаила Посохина. Именно он запроектировал в зале и флорентийскую мозаику, и вычурные капители, и "райские сады". Выполнение творческой части всецело поручалось Комбинату монументально-декоративного искусства (КМДИ), входящего в империю президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Этому же КМДИ поручено и натурное выполнение наиболее дорогостоящих видов работ.
Вчитаемся в "Перечень архитектурно-художественных работ", утвержденный Солоповым. "Пол, паркет художественный - 3780 млн. руб.; пол каменный, флорентийская мозаика - 18700 млн. руб.". Мозаику с паркетом, вероятно, предполагалась еще и ковром покрыть: 222,19 млн. руб. Цены после деноминации, но позапрошлогодние. Некоторые из них к настоящему моменту пересчитаны в связи с инфляцией. "Гипсовая отделка стволов колонн и капителей - 4900 млн. руб.; цокольные панели в технике флорентийской мозаики (зона галерей и вестибюля) - 2273,4 млн. руб." И так далее. Только по Залу соборов 44 пункта. Даже "вентрешетки в порталах галерей" в солоповском проекте потянули на 181 с лишним миллион рублей, а никогда не применявшиеся в православной России витражи - без малого на полтора миллиарда...
Но и это еще не все. Углы в зале решено было "озеленить" растениями, законсервированными в янтарной кислоте. Заказ на "райские сады" первоначально достался никому не известной рижской фирме "Латерра", за которой, впрочем, стояли Производственно-оформительский комбинат ВВЦ и коммерческие структуры Рижской епархии РПЦ.
Оторопь берет при взгляде на расчеты. Архитекторы в контакте с будущими исполнителями совокупными усилиями планировали наваять в Зале соборов шесть "райских садов" - каждый стоимостью от полумиллиона до миллиона долларов. Не забыли и накрутки: за временные здания и сооружения, за выполнение работ в зимних условиях и даже 3% на командировочные расходы. Сады должны были состоять из нескольких десятков "оливковых деревьев на основе пальмовых ягод и самшита" высотой два метра и стоимостью по US$ 2500 каждое плюс несколько десятков шестнадцатиметровых (!) кедров (его 2,5-метровый аналог стоит US$ 3500), а также из можжевельников и кипарисов.
Афера с нецелевым использованием аванса на озеленение Зала соборов стала одной из самых шумных на ХХС. Общая сумма контракта составила US$5045090, но из-за августовского кризиса 1998 года "Фонд Латвийской православной церкви" (оказавшийся обыкновенным ООО, записанным на частных лиц) успел получить на свой счет в Рижском коммерческом банке только US$275000. Судьба остальных денег не известна. Рижский коммерческий банк вскоре прекратил свое существование. Фонд же, по одним данным, спустя год с лишним вернул эти деньги, по другим документам - лишь сделал вид, что возвращает. Но даже если деньги и вернутся - ими будет профинансирован новый контракт, по которому работы над "райскими садами" поручаются уже Академии художеств Зураба Церетели. Да и Производственно-оформительский комбинат ВВЦ (ПОК) претендует на возмещение своих трат. Заместитель директора Юрий Теплов сначала насчитал US$49048, якобы потраченных на подготовительные работы по "райским садам". Из них, например, US$5200 якобы потрачены на электрика, сантехника и слесаря, 3500 - на "разработку проектно-сметной документации". И, наконец, US$8000 якобы уплачены за сырье. А именно - "мох, ветки, стволы деревьев". Хорошие, должно быть, были ветки. В следующем письме за подписью директора ПОКа Александра Кутьина сумма затрат подросла уже до US$84145...
Из всех денег реальному исполнителю - "Латерре" - досталось всего 20 тысяч. Так что сады так и не создали: архиерейский собор откроется без них. Зато, как сообщает Интернет-сайт, "главную стену Зала соборов украшает флорентийская мозаика с изображением "Сошествия Святого духа на апостолов". На четырех круглых колоннах помещены изображения устроителей государства российского... На колоннах подвешены платы-потолки, украшенные яркими лучами и множеством миниатюрных и крупных ламп, похожих на небесные светила". Вполне языческий гигантизм на службе православного воровства.
Интересно, что буквально за стенкой от помпезного Зала соборов расположилась... коммерческая автостоянка. Она действует уже пару лет: любой желающий может оставить под ХХС свое авто на ночь. Услуга популярна среди богатых жителей окрестных домов. Цены учитывают святость места: они индивидуальны и конфиденциальны, но, по отзывам очевидцев, составляют от US$100 в месяц до в US$30 день.
Чтобы епископам из нищих российских регионов было не слишком стыдно заседать в помпезных хоромах рядом с чужими "мерседесами". Московская патриархия постаралась дистанцироваться от происходящего. На одном из документов, касающемся дорогостоящих художественных предложений, патриарх Алексий II по-византийски хитро написал: "Согласен с представленными образцами, тем более что Ю.М. Лужков одобрил". В знак протеста против гигантистских устремлений митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - самый тонкий политик в Священном Синоде - еще в мае прошлого года покинул пост председателя Комиссии по художественному убранству храма.
Да и к самому Интернет-сайту Московская патриархия не имеет отношения: он оплачен Фондом финансовой поддержки воссоздания ХХС. Таким образом, сайт, как и флорентийская мозаика, как и художественные вентрешетки, оплачен, в сущности, российскими налогоплательщиками: теми самыми фирмами, из которых всеми правдами и не правдами выколачивали взносы "на возрождение духовности". Для этих добровольно-принудительных жертвователей помпезный зал, где соберется архиерейский собор, скорее, останется в памяти как Зал церковных поборов.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев