ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.30, 10 августа 2000.

Содержание выпуска.

ЛУЧШЕГО КОММЕНТАТОРА СОБЫТИЙ ФИНАНСОВОГО МИРА, ЧЕМ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ БАНКА "РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ" ВЕНИАМИН СИМОНОВ, ТРУДНО НАЙТИ. ОДНАКО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ ОН ПРЕДСТАЕТ ПЕРЕД ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМИ В ДРУГОЙ ИПОСТАСИ - ИЕРОМОНАХ ФИЛИПП ПРОИЗНОСИТ ПРОПОВЕДЬ С ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЫ
Людмила Баклагина

Общая газета, N31, 03.08.2000, с.15

Новый социальный тип: монах-финансист
Его появления на телеэкране связаны с колебаниями курса рубля или ошеломляющими результатами биржевых торгов.
- Вениамин Владимирович, вы сочетаете работу в банке с монашеским служением. Нет ли в этом противоречия?
- Нет, мне моя жизнь представляется гармоничной. Вся моя биография предполагала нечто подобное. В 1980 году я закончил МГУ и пришел на работу в Государственный комитет по внешним экономическим связям. Учился в заочной аспирантуре, писал монографии, статьи. В 1992-м принял постриг, вскоре защитил докторскую, которую заканчивал в монашеской келье. Тогда я жил в монастыре под Коломной. После создания Миссионерского отдела Московского Патриархата начал работу в нем.
Что же заставило вас променять монастырскую тишину на хлопотную жизнь финансового деятеля?
- Мои пожилые родители нуждаются в материальной помощи. Поэтому в 1996 году, оставаясь монахом, я попросил благословения на поиск работы. Мой духовник и руководитель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн - меня понял. Первым моим местом работы стала Московская межбанковская валютная биржа. Я прошел собеседование с руководством биржи и, прощаясь, оставил визитную карточку, на которой значилось:
"Московский Патриархат, заместитель председателя Миссионерского отдела". Когда об этом узнали мои друзья, они не удержались: "Дурак! Ты все испортил!" Но меня взяли на должность советника генерального директора, а вскоре назначили руководителем информационно-аналитической службы.
До последнего времени я совмещал работу на бирже и в Патриархате, одновременно преподавая в Финансовой академии.
- Чем занимается ваш Миссионерский отдел?
- Еще при Владимире Святом говорили - Русь крещена, но не просвещена. Задача нашего отдела - содействовать православно-христианскому просвещению России. Разрабатываем методические пособия миссионерской деятельности, издаем православную литературу, организуем конференции по проблемам православной миссии, взаимодействия миссионеров и светского общества и т.д. Существует также просветительская миссия в средствах массовой информации. Скажем, я иногда проповедую на спутниковом телевидении "ACT".
- А каков круг ваших светских профессиональных обязанностей?
- Как я уже говорил, я начинал в системе внешней торговли. Это стал" базой моей работы на валютной бирже. Помимо анализа фондового и валютного рынков занимался там связями с общественностью, издательской деятельностью и некоторыми другими вопросами. В "Российском кредите" председатель Правления банка, экономист и политик Александр Лившиц предложил мне заняться связями с общественностью, а в перспективе - развитием банковской аналитики.
- В таком случае вопрос к вам как к аналитику: какие ценные бумаги в ближайшее время будут, на ваш взгляд, наиболее выгодными?
- Те же, что и всегда - так называемые "голубые фишки" (акции предприятий топливно-энергетического комплекса и связи). Есть вероятность, что могут пойти в гору акции венчурных компаний - тех, которые занимаются рисковыми инвестициями, чаще всего в проекты, связанные с внедрением новых технологий.
- Играет ли Церковь на бирже? Вы лично способствуете умножению ее финансовых активов?
- На бирже Церковь не играет. В биржевой торговле вообще могут участвовать только профессиональные участники рынка, имеющие соответствующие лицензии, - финансовые организации, банки. А я могу способствовать лишь разрешению некоторых материальных вопросов - нахожу спонсоров, которые в силах помочь в проведении конкретных мероприятий, прежде всего - миссионерских.
- Не ощущаете ли вы дискомфорта от совмещения служения Богу с денежными делами? Ведь в Библии ясно говорится, что служба мамоне противоречит службе Богу.
- Церковь не отрицает денег и от них не отказывается. В "Деяниях Апостолов" рассказывается, как первые христиане продавали свое имущество и "слагали деньги к ногам апостолов". Даже при Христе всегда ходил человек с ящиком для пожертвований, куда собирались деньги для раздачи нуждающимся. Я бы не стал утверждать, что все зло мира сосредоточено в деньгах. Когда вы бьете молотком по пальцу, кто виноват - молоток или рука, которая его держит? Так и с деньгами. Сами по себе они - абстракция. А вот деньги, используемые во зло, и есть тот самый бьющий по пальцу молоток. Но ведь во зло можно использовать все что угодно, и легче всего - язык. Услышит, скажем, человек пару жестоких слов и - умирает от инфаркта. Очень просто, без всяких денег!
Разберемся также с понятиями службы Богу и мамоне. Первое означает, что человек посвящает себя жизни, угодной Господу. Под службой мамоне следует понимать нечто противоположное - служение деньгам, когда человек добровольно превращается в раба денег и когда деньги становятся для него целью и смыслом жизни. А еще - фанатичное служение своей профессии, то, что на Западе называют "трудоголизм". Как сказал апостол Петр, "кто кем побежден, тот тому и раб". Чем бы человек ни занимался, это не должно его порабощать.
В старых романах встречался образ полусумасшедшего ученого-египтолога. У него пожар в доме, дочь умирает, а он не обращает внимания на такие мелочи и думает только о папирусах. Это и есть служба мамоне в чистом виде. А вот пример гармоничного существования - апостол Павел, как известно, делал палатки, серьезно относился к этому заработку, гордился им: "я жил от трудов рук своих!" Но у него было время на апостольские дела. Именно это и было главным.
- Как совмещается ваше "неотрицание денег" с евангельской притчей о богатом юноше, которому Христос сказал, что легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное?
- Вспомните, он этого юношу, опечаленного перспективой утраты богатства, все-таки не отверг. Наоборот - воскорбел о нем. И неизвестно еще, чем закончилась эта история. Ведь евангельская притча оканчивается словами: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно!" Дело не в деньгах как таковых, а в неправильном к ним отношении. Нет ничего плохого в том, чтобы честным путем хорошо зарабатывать. Проблема в том, чтобы использовать заработанные деньги в праведных целях.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев