ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.30, 10 августа 2000.

Содержание выпуска.

РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
ПРИТЕСНЯЮТ ЛИ ВЕРУЮЩИХ В ПОСЕЛКЕ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ?
Татьяна Петрова, ведущий специалист Министерства по делам народов и федеративным отношениям РС(Я)

Якутия, 28.07.2000, с. 2

В июне 1999 года размеренная жизнь небольшого поселка Чернышевский была нарушена с того момента, как в центре поселка появилась большая палатка с библейскими надписями. Усиленные мегафоном, из нее доносились призывы покаяться во всех грехах и обратиться в истинную веру. Евангельское просвещение населения проводили последователи Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ).
Сторонников этой организации называют по-разному: инициативниками, раскольниками, откольниками. История этой церкви ведет свой отсчет с начала 60-х годов XX века, когда часть членов баптистских общин откололась от Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВС ЕХБ). Причины раскола, по свидетельству специалистов, носили чисто организационный характер. Особых различий в вероучении и культе с евангельскими христианами-баптистами, входящими сегодня в Союз ЕХБ РФ, у сторонников СЦ ЕХБ нет. Они, как и все баптисты, придерживаются принципа спасения посредством личной веры, придают особое значение божественному откровению, возможности непосредственного "общения с Богом", учению о предопределении.
В основе вероучения лежит идея о близости страшного суда и конца света. При этом они полагают, что спасение может дать лишь обращение в истинную веру, носителями которой считают себя и свою организацию. Поэтому свои законы они ставят выше законов светских, которые соблюдаются до тех пор, пока они не вступают в противоречие с Законом Божьим.
С самого начала своей деятельности в СССР, а затем и в России, инициативники вступили в открытый конфликт с государством. Они отказывались регистрироваться, обвинялись в антиобщественной деятельности и дезинформации общественного мнения западных стран. До 1988 года СЦ ЕХБ и поддерживающие его общины находились на нелегальном положении и подвергались гонениям по религиозным убеждениям, главным образом, за отстаивание независимости церкви, подпольное издание религиозной литературы и несанкционированное властями религиозное обучение детей.
По данным СЦ ЕХБ, численность его сторонников в России в конце 90-х годов достигала 50 тысяч. Трудно судить, насколько достоверна эта цифра, так как и в настоящее время общины, подчиняющиеся Совету церквей, принципиально отказываются от регистрации в государственных органах власти.
В нашей республике евангельские христиане-баптисты активно работают с начала 90-х годов. Деятельность незарегистрированных общин инициативников отмечена в Алданском, Мирнинском, Нюрбинском и ряде других улусов.
В Чернышевском баптисты появились в конце 80-х годов и сразу же начали активную проповедническую деятельность. До лета прошлого года у администрации не было к ней никаких претензий. Июньские же события были расценены как нарушение общественного порядка. Руководители общины не получили разрешения на проведение массового проповедничества и богослужения, отказались вступить в контакт с представителями администрации, мотивируя тем, что они не признают светских законов. А законное требование прекратить митинг расценили как "гонение на верующих".
Для того чтобы еще сильнее раздуть конфликт с администрацией, чернышевские баптисты организовали поток телеграмм из России и стран ближнего зарубежья на имя президента республики с требованием "прекратить произвол властей и гонения на верующих".
В мае 2000 года та же религиозная группа выразила недовольство деятельностью местных властей и милиции. Прокуратура РС(Я), проводившая расследование по жалобе, дала заключение о правомочности и законности действий местной администрации и отметила ряд нарушений со стороны инициативников. Это вызвало новую волну протеста, новый поток телеграмм со стороны их единоверцев как из России, так и ближнего, и дальнего зарубежья. Почерковедческая экспертиза подписей верующих, проведенная лабораторией судебной экспертизы, показала, что около половины, а в отдельных случаях и все подписи под ходатайствами и телеграммами сделаны одной и той же рукой.
Открытый конфликт с государством "подогревает" руководителей подобных организаций в проведении пропагандистской кампании о "притеснении и ущемлении прав верующих". Они стремятся привлечь к себе внимание СМИ, широкой общественности для вовлечения в ряды своей организации новых сторонников.
В этих условиях государство призвано обеспечить правопорядок и конституционное право своих граждан на свободу совести. О подлинной свободе совести можно говорить лишь в том случае, если свобода одних граждан исповедовать определенную религию не ущемляет свободу других граждан быть атеистами. Поэтому в цивилизованном обществе не допускаются действия, направленные на навязывание тех или иных религиозных убеждений человеку. В любом случае принадлежность к религиозной организации не может и не должна служить основанием для оправдания противозаконных действий.
Главный вывод, который можно сделать из того, что происходит в Чернышевском, заключается в том, что для предотвращения возникновения подобных конфликтных ситуаций с религиозными объединениями необходимы усилия не только со стороны властных структур, но и широкой общественности. Население республики должно быть информировано не только об основах вероучения, но и о фактах нечистоплотной практики деятельности различных религиозных объединений, а также связанных с этим последствий вступления в подобные организации.




TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев