РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.30, 10 августа 2000.
Содержание выпуска.
О МЕСТЕ ХРИСТИАНСТВА В ИСТОРИИ ЯКУТИИ
Егор Шишигин, зав.кафедрой Политехнического института (филиала) ЯГУ
Якутия, 27.07.2000, с. 4
Русская православная церковь сыграла исключительно важную роль в истории России и ее народов. Христианизация коренных жителей Ленского края - саха, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган - началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение своего влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств. Поэтому политика насаждения православия среди аборигенов определялась сугубо фискальными интересами царского правительства, объявившего Восточную Сибирь "своей вотчиной".
Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок - в конце XVIII-начале XIX веков. По архивным данным, в 1823 году некрещеные составляли один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (русские служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь крещение способствовало углублению и расширению этих связей, сближению аборигенов с русскими, так как, по мнению выдающегося русского этнографа и якутоведа С.А.Токарева: "Вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняла общение между людьми". К тому же в это время православная церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионерства, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещеных от уплаты ясака.
Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся в "тело и душу" языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла быть сразу вытеснена новой, еще непонятной им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды православия. Так, в "Степных законах и обычаях якутов" (1823) отмечалось, что шаманство "хотя и тайно, но употребляется у многих якутов". Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XlX-начале XX веков.
С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии - православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению "инородцев" в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Как правильно заметил известный якутский филолог, академик АН РС(Я) П.А.Слепцов - "учебные пособия, выпускаемые миссионерами, в своей якутской части постоянно совершенствовались и к концу XlX-началу XX веков в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми и по литературной обработанности, и нормативности практически не отличаются от современных литературных образов". Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык - основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.
Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями Святителя Иннокентия (Вениаминова) - архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского - Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году он перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году, начали свою деятельность Якутская духовная консистория - высший церковный орган области, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванный содействовать утверждению христианской веры среди иноверцев.
К концу XIX века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен, а в 1917 году их стало 333 с полутора тысячами служителей. В результате такой целенаправленной активности миссионерской деятельности в условиях углубляющегося культурного сближения коренных и русского народов сложилось своеобразное смешение различных культов и религиозных систем. А.Е.Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой "от идолопоклонства и шаманизма". Он заметил, что "шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Черного божеств".
Другой выдающийся якутский ученый Г.В.Ксенофонтов весьма серьезно занимался изучением христианства, его ранней историей, находил множество параллелей христианства и шаманства. Не случайно он назвал второй выпуск своего сборника "Хрестес. Шаманизм и христианство".
Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее - к европейской культуре и мировой цивилизации. До революции 1917 года православие сыграло роль объединяющего фактора в отношениях между народами.
Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа. Так, в докладной записке министру внутренних дел России от 9 марта 1913 года о восстановлении Якутской области права на избрание одного представителя от инородцев в Государственную Думу врач П.Н.Сокольников и голова Мегинского улуса Д.И.Слепцов не без гордости констатируют: "В настоящее время так называемые инородцы находятся на стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет более ускоренным темпом. По крайней мере мы, якуты, свободны от Ислама и Буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли православие".
А великий Кулаковский, подчеркивая роль христианизации, писал о даровании русскими православия местным народам. Алексей Елисеевич, конечно, ясно понимал, какое важное судьбоносное значение имел этот процесс в "нашей культивизации и слиянии с русскими".
Не могу не процитировать народного писателя Якутии, почетного гражданина РС(Я) Дмитрия Сивцева-Суорун Омоллона: "Не открою большого секрета в том, что христианство, прежде всего православие, более всего терпимо к языческим традициям и ничего от этого не теряет. Сила его в проповеди и утверждении любви, воспитании совести. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, очеловечивает ее" ("Якутия", 6.04.99).
В последние годы идет бесплодный спор: саха - православные или язычники? Есть люди, которые утверждают, что саха - языческий народ. Неверно. Саха - православные. В этом легко убедиться. Возьмем три вехи человеческой жизни: рождение, создание семьи, смерть. Мы являемся в этот мир, женимся или выходим замуж, живем, трудимся, отправляемся на тот свет - по христианским, православным обычаям, законам и традициям. Можно сказать, что мы обрусевший народ, но сумевший сохранить свою самобытную культуру. Смею утверждать, это - феноменальное явление, которое предстоит еще изучить.
Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая - день памяти Святого Николая Чудотворца. Для народа саха с этого дня начинаются летние дни. И в старину, и сегодня все отмечают Николин день. Это еще одно доказательство того, что мы - православные. Сто раз прав президент Михаил Николаев, когда в Париже, выступая по французскому телевидению, сказал, что саха - православный народ...
Прав и архиепископ Якутский и Ленский Герман, когда пишет в журнале "Чолбон": "Самое главное, мы все здесь, на нашей суровой, северной, но доброй земле, должны жить дружно, мирно, уважая человеческое достоинство друг друга. Да и заповеди, которые принес на землю Иисус Христос, можно выразить в нескольких словах: любить Бога и любить ближних, то есть всех людей, как самих себя. Насколько меньше было бы зла и греха в нашей непростой жизни, если бы мы помнили эти заповеди".
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев