РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.31, 17 августа 2000.
Содержание выпуска.
ТЕМА "КРУГЛОГО СТОЛА", ПРОШЕДШЕГО НЕДАВНО В ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, - ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Николай Марченко
"Вместе по жизни", Волгоградская правда, 04.08.2000, с.2
Разговор на заданную тему очень актуален. С опозданием на годы и годы политическая элита осознала, что экологический кризис может разразиться не только в воздухе и воде, но и в человеческих мозгах. Религиозные скрепы были на протяжении тысячелетия одной из основ цивилизации в России, придавая ей особый духовный и, я бы даже сказал, душевный характер. Поэтому заражение деструктивным религиозным вирусом может привести к опасным эпидемиям. Лучше всего это часто осознают священнослужители неправославных традиционных конфессий. Ведь их вера и сохранилась благодаря веротерпимости и благожелательной поддержке православного большинства.
Но имперские потребности истончали религиозный пласт в психологии подданных. И если на окраинах России национально-религиозные корни еще сохранялись, то в больших городах все перетиралось в какой-то чудовищный винегрет. Потому религиозный ренессанс, начавшийся в 80-е - 90-е годы, может приобретать уродливые формы. Главная задача властей - не только обеспечить межконфессиональный мир и некую абстрактную "религиозную демократию", но и защитить духовные потребности большинства христиан, мусульман, представителей других религий, взаимодействующих на русской, в том числе волгоградской, почве столетиями.
Горадминистрация пытается поднять очень деликатную проблему. Ведь российское законодательство составлено так, что фактически не ставит препятствий распространению никакой идеологии, более того, декларирует "антимонопольную" политику в данной сфере. На этом фоне намечающееся взаимодействие чиновников разного ранга с епархией, руководством мусульманской общины смотрится едва ли не как "фундаментальный" прорыв.
Участники "круглого стола" поставили задачу проводить медицинский анализ методик управления сознанием, применяемых некоторыми нетрадиционными религиозными объединениями. Зашла речь о религиозном просвещении работников райадминистроций, других категорий вступающих в контакт с разнообразными конфессиями, о создании городского банка данных для выработки единой политики в отношении религиозных организаций. К сожалению, часто вопрос переносится из качественной плоскости в чисто формальную. К примеру, нередки заявления жителей города о буквально навязчивой активности проповедников некоторых сект. Нет от них спасения ни в местах гуляний, ни даже в частных домах и квартирах. Между тем духовные потребности населения вполне удовлетворяют традиционные вероисповедания. Но выяснить вопрос о том, нарушают ли проповедники закон или только общественный порядок, участникам того же "круглого стола" не удалось из-за расплывчатой позиции прокуратуры.
В ГУВД два сотрудника отслеживают взаимосвязь между криминальной и религиозной активностью в области. Делать это трудно, поскольку на местах и милиция, и власти отделываются отписками. Уж очень привыкли мы за годы богоборчество видеть лишь материальное зло. То, что любой район может при определенных условиях подвергнуться "духовной интервенции", почти никем не осознано.
Именно такая бездеятельность привела к тому, что албанцы, которых сербы пустили на свои исконные земли "Христа роди", выбросили хозяев из собственного дома с помощью натовских ракет и российского молчания. Дожидаться ли, пока Волгоград и регион превратятся в новое Косово?
Резонно отметил профессор В. Н. Попов: подрыв традиционной религиозной системы в России угрожает национальному единству страны и прежде всего госудорствооброзующему русскому народу. Вот из чего должны исходить власти. Ведь и ваххобизм не сразу пришел в Россию с бомбой и автомотом. Его "критическая масса" исподволь накапливалось в умах, в привычках, стереотипах господства и подчинения.
Пока же сознание работает в режиме расщепления. Милиция (правда, не наша, астраханская и ставропольская) тревожит губернаторов: нужен механизм выдворения лиц и групп, проникших в регионы незаконно. А исследователи по-прежнему классифицируют религии на типы и подтипы и разъясняют: в правовом поле нет понятия религиозного экстремизма. Довелось услышать и такое мнение: мол, доже нетрадиционными называть те или иные религиозные и псевдорелигиозные объединения неприлично. Нету них корней в России, так были в Индии или на Ближнем Востоке, или когда-то и где-то...
К сожалению, духовный вакуум, заполнивший Россию в течение 70- 80-х и последних лет XX века, привел к возникновению слоя граждан, которым в принципе безразлично, в Бога или в черта верят их соседи по дому. Еще хуже, когда закрепляется культ денег. Далеко не случайно по вопросу о вероисповеданиях в научный оборот запускается терминология типа "рынок спиритуальных товаров". Для того ли Христос изгнал менял из храма, чтобы мы сегодня уподобили весь мир меняльной лавке?
Так что не в "клерикализации" России нужно искать сегодня главную угрозу. Наоборот, власть должна активнее контактировать с церквами и верующими, не забывая о государственных интересах, в том числе и о национальной безопасности.
Думаю, что прошедший "круглый стол" стал шагом на этом большом пути. Может быть, он пока поставил больше вопросов, чем дал ответов. Но вопрос - это тот же призыв к общению. Узнав друг друга, верующие и неверующие учатся жить и работать сообща.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев