ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

РПЦ ТРЕБУЕТ ВОССТАНОВИТЬ ЕЕ ВЛАДЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГРАНИЦАХ
Александра Толстихина
"Реституция по-церковному", Сегодня, 18.08.2000, с.1-2

В ближайшее время могут обостриться споры вокруг собственности на церковные и монастырские здания и земли, а также предметы искусства, принадлежавшие Русской православной церкви и национализированные Советской властью. Архиерейский собор РПЦ обратился к Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс возвращения Церкви ее имущества. В послании было впервые открыто заявлено о том, что РПЦ претендует не только на возвращение храмов, но и земель вокруг них, а также светских зданий. Любопытно, что послание выглядит весьма радикальным по сравнению с позицией Патриарха, который, по мнению наблюдателей, обычно занимает в вопросах собственности весьма осторожную позицию. Тон документа свидетельствует о том, что послание написано под давлением консервативного крыла в РПЦ, а само его появление, возможно, - попытка сбалансировать "средневзвешенные" решения по другим вопросам, рассматривавшимся на Соборе.
Архиерейский собор предложил государственной власти начать переговоры "о полной или частичной компенсации утраченного", отметив, что "проблемы нынешних пользователей не могут становиться непреодолимым препятствием к возвращению церковной собственности". Таким образом, по сути РПЦ открыто высказалась за церковную реституцию.
Вот как прокомментировал ситуацию председатель научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры, директор Института искусствознания Алексей Комеч: "В требованиях РПЦ есть несколько весьма спорных сторон. Первое - это то, что закон о денационализации у нас не был принят, а, следовательно, не может быть и процесса возвращения. Принятие же такого закона грозит еще одним глобальным переделом собственности. К тому же неясно, кому возвращать - церкви до революции могли находиться в ведении Синода, приходов и частных лиц (усадебные храмы)".
Кроме того, в самой постановке вопроса о возвращении храмов есть доля лукавства. По данным Алексея Комеча, в целом по России насчитывается не менее 10 тысяч "бесхозных" храмов, нуждающихся в срочной реставрации. Однако ни средств, ни соответствующих кадров у РПЦ нет. В этом смысле любопытен пример Ярославской области, где Церкви было передано 280 храмов, а 340 остались в собственности государства - РПЦ не смогла их "освоить". Даже в относительно благополучной Москве можно назвать не менее 10 ценных в архитектурном отношении храмов, которые пока остаются в забвении. Отсюда напрашивается вывод, что Церковь интересуют не столько храмы, сколько музейные ценности, земли и светские здания (о чем и заявлено в послании). И ссылка на необходимость пополнения бюджета Московского патриархата - лишнее тому подтверждение.
И, наконец, наиболее сложная сторона дела - это имущественные споры между РПЦ и музеями. Достаточно вспомнить конфликты в музее-усадьбе Останкино, церкви Покрова в Филях, Троице-Сергиевой лавре, где РПЦ с большим или меньшим успехом пыталась "вернуть" храмовые здания или земельные участки и музейные коллекции. Остается напряженной ситуация в Ново-Иерусалимском монастыре, где не осталось на сегодняшний день ни одного монаха, и тем не менее РПЦ претендует на весь монастырский комплекс. Стоял вопрос и о передаче РПЦ соборов Московского Кремля, который удалось урегулировать благодаря вновь построенному храму Христа Спасителя. Не менее сложен и вопрос о музейных экспонатах, в первую очередь иконах. "Здесь необходимо искать компромиссные варианты, - считает Алексей Комеч. - Например, "Троица" и "Казанская Божья Матерь" переехали из ГТГ в Никольскую церковь и там экспонируются. Хотя нормальная мировая практика иная - музеи собирают и сохраняют лучшие иконы из храмов. Именно так всегда составлялись основные музейные собрания - возьмите Третьяковку, ГМИИ или Музей средневекового искусства в Нюрнберге. Кроме того, известно, что освященные списки с иконы так же святы, как и подлинник". Однако верующие не хотят молиться на копии - старинная традиция почитания чудотворных икон осталась в России практически неизменной. А это дает РПЦ моральное право требовать произведения иконописи в свое ведение.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев