ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

ЦЕРКОВЬ ПРОСЛАВИЛА ГОНИМЫХ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ УБЕЖДЕНИЙ
Алексей Макаркин, Ольга Пашкова
"Нет ни консерваторов, ни либералов" Времена, N183, 19.08.2000, с.4

Завтра Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит торжественный чин прославления святых, канонизированных на Архиерейском соборе. 1154 новых святых - такого в истории Русской церкви еще не было. Общее внимание было привлечено к канонизации царской семьи, о других прославленных мучениках, исповедниках и подвижниках говорится очень мало. Церковным людям известны имена митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского), архиепископов Илариона (Троицкого), Андроника (Никольского) и некоторых других. Большинство же имен мало что говорит и православной пастве. И это несмотря на то, что каждая канонизация святых - важный этап в жизни Церкви, имеющий свой смысл, иногда не совсем ясный постороннему наблюдателю.
Примирительная канонизация
Если внимательно всмотреться в списки причисленных к лику святых новомучеников, то можно найти имена людей, которые принимали активное участие в политической жизни России. Протоиерей Иоанн Восторгов и епископ Макарий (Гневушев), например, руководили Русской монархической партией. А архиепископ Андроник (Никольский) и протоиерей Константин Голубев был видными деятелями Союза русского народа. В советское время их имена старались не упоминать церковные историки, а в светской исторической науке за ними прочно закрепилась репутация "черносотенцев". Означает ли это, что собор поддержал "черную сотню"? Конечно, нет. Эти люди признаны святыми за то, что приняли мученическую смерть, а не за политические выступления. Известно, что протоиерей Восторгов, к примеру, до самой смерти исполнял долг пастыря, исповедуя и отпуская грехи бывшим царским министрам и офицерам, которых казнили вместе с ним в дни "красного террора" осенью 1918 года.
Однако среди новых святых есть и мученики, придерживавшиеся совсем иных политических взглядов. Так, священник Григорий Аверин в молодости был членом партии социалистов-революционеров. А протоиерей Илья Громогласов был в 1909 году уволен за неблагонадежность с должности профессора Московской духовной академии. Другого профессора-протоиерея Александра Туберовского церковные консерваторы обвиняли в модернизме и Святитель Иувеналий (Масловский) в 30-е годы проповедовал открыто симпатиях к западной философии, и он смог защитить свою магистерскую диссертацию только в октябре 1917 года (по иронии судьбы, в дни большевистского переворота). Либеральными взглядами отличался и протоиерей Иоанн Артоболевский, читавший лекции по богословию в Московской сельхозакадемии (известный ученый-механик, академик Иван Артоболевский - его сын). Они не захотели присоединяться к так называемым обновленцам, тесно сотрудничавшим с советскими спецслужбами (хотя среди обновленцев было немало их хороших знакомых и бывших единомышленников), и приняли смерть во время сталинских репрессий конца 30-х годов.
Различны были не только политические взгляды новопрославленных святых. Например, архиепископ Иларион (Троицкий) был убежденным сторонников восстановления патриаршества в Русской церкви. В 1917 году на Поместном соборе он произнес яркую и аргументированную речь по этому вопросу, которая склонила чашу весов в пользу сторонников выборов Патриарха. Но не менее аргументирование на том же соборе против патриаршества выступал московский протоиерей Владимир Добронравов. Завтра Патриарх прославит как Российских святых обоих спорщиков: и умершего в пересыльной тюрьме в 1929 году владыку Илариона, и его оппонента, ставшего архиепископом Владимирским с монашеским именем Николай и расстрелянного в 1937 году.
Среди новых святых есть церковники, признавшие известную декларацию митрополита Сергия 1927 года с требованием поддержки советской власти, - среди них архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Иувеналий (Масловский), архиепископ Августин (Беляев) и другие; но есть и противники этой декларации, служители так называемой "катакомбной церкви". Такие как митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Виктор (Островидов), церковный писатель Михаил Новоселов, которого некоторые историки считают "катакомбным" епископом Марком, и другие.
Так что для Церкви не только "несть ни эллина, ни иудея", но и ни социалиста, ни либерала и ни консерватора. Как бы ни старалась политизированная "околоправославная" общественность доказать гибельность либеральной идеи.
Покаянная канонизация
Еще одним серьезным деянием собора стала канонизация нескольких праведников, не принадлежащих к числу новомучеников. Несмотря на то, что это событие прошло практически незамеченным, это поистине "знаковое" решение. Дело в том, что среди новых святых - 3 человека, которые в той или иной степени были гонимы церковными инстанциями.
Митрополит Арсений (Мацеевич) не побоялся вступить в открытый спор с императрицей Екатериной II, защищая самостоятельность Церкви от государства и протестуя против конфискации монастырских земель. Просвещенная государыня приказала Синоду лишить строптивца сана и сослать в монастырь. Позднее бывшего митрополита лишили и монашества, и собственного имени - Екатерина приказала называть его Андреем Вралем. Не выдержав суровости заточения, он умер в тюрьме.
Архимандрит Макарий (Глухарев) известен своими миссионерскими подвигами на Алтае. Но он же был одним из наиболее передовых православных людей прошлого века, переводчиком Священного Писания на русский язык. Однако публикация его перевода была запрещена, а сам Макарий подвергся преследованиям со стороны консервативных "синодалов".
Наконец, митрополит Макарий (Невский). Он тоже долгие годы проповедовал на Алтае, а в 1912 году стал Московским митрополитом. В марте 1917 года убежденного монархиста 82-летнего Макария решением Синода заставили уйти на покой, несмотря на его явное нежелание это делать.
Известно, что Римский Папа реабилитировал Галилея, покаялся за грехи инквизиции и преследование католиками евреев. Православные иерархи в большинстве своем считают, что им каяться не за что (кроме, конечно, собственных личных грехов). Однако канонизацию трех новых святых можно тоже считать покаянием Церкви - хотя бы и не провозглашенным открыто и гласно и только перед несколькими своими выдающимися сынами.
Разработка компьютерной базы данных о жертвах гонений была начата еще в 1990 году в информационной секции православного Братства во Имя Всемилостивого Спаса. Подготовка материалов для канонизации новомучеников и исповедников проводилась в Свято-Тихоновском богословском институте, созданном в 1992 году. Сведения о репрессированных клириках и мирянах поступали в институт со всех концов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. При подготовке материалов активно использовались данные Центрального архива ФСБ РФ, Государственного архива Российской Федерации, сведения, собранные сотрудниками общества "Мемориал", другие источники, в том числе воспоминания родственников погибших, свидетельства тех, кому посчастливилось выжить в годы репрессий.
В Православной церкви существуют различные наименования святых в зависимости от характера их деяний.
Мучениками именуются святые, принявшие смерть за свою Веру (исключение составляют цари и князья, которых в этом случае называют страстотерпцами). В России тех, кто погиб за православие в XX веке, называют новомучениками, чтобы не путать с теми, кто пострадал в древности. Исповедники - это те, кто претерпел гонения, но остался жив. Святителями называют святых патриархов, митрополитов и епископов, святыми праведными - священников, преподобными - монашествующих, блаженными - обычно юродивых (впрочем, двое западных святых-интеллектуалов, Августин и Иероним, тоже в православной традиции именуются блаженными). Правители, канонизированные за заслуги перед Церковью, получили название святых благоверных. Святых, почитаемых в пределах одной или нескольких епархий, называют местночтимыми.
Архиерейский собор, состоявшийся в Москве, прославил 860 мучеников и исповедников, а также установил общецерковное почитание 230 местночтимых святых этих двух категорий. Члены царской семьи канонизированы как страстотерпцы. Кроме того, причислены к лику святых девять святителей, святых праведных и преподобных, 34 мученика из Спасо-Преображенской Валаамской обители, погибших от рук новообращенных лютеран в 1578 году. Кроме того, установлено общецерковное прославление преподобного Иова Анзерского (местночтимого святого Соловецкого монастыря) и 13-ти Оптинских старцев, также ранее бывших местночтимыми святыми.


TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев