ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

ЧТО ИЗМЕНИТ КАНОНИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ РЯДОВЫХ ВЕРУЮЩИХ
Яков Кротов
"С царем в голове" Время MN, N133, 19.08.2000, с.6

Ход кампании по канонизации св. Николая показал, что его участники почитают не страстотерпца, не убитого человека, а самодержца. И собор в полном соответствии с этим чинопочитанием не канонизировал убитых с царской семьей слуг, хотя Русская православная церковь за рубежом в 1981 году причислила к лику святых всех погибших в Екатеринбурге, даже лакея-католика.
Могут ли другие решения собора, хоть плохие, хоть хорошие, отразиться на жизни рядового православного прихожанина? Вот, скажем, патриарх на открытии собора выступил в защиту частной жизни граждан, предложив установить "общественный контроль" за всем, что может "привести к нарушению тайны частной жизни и свободы передвижения". Справа от патриарха при этом сидел мэр Москвы, им же крещенный. Но ясно, что патриарх не призывал к отмене внутренних паспортов или хотя бы пресловутых штрих-кодов, без которых во многих местах не начисляют зарплату. Патриарх не какой-то там правозащитник. В постановлении о социальной доктрине собор признал право верующих на "гражданское неповиновение", если распоряжения власти дурны, и обязал епископов призывать власть образумиться. Но ясно, что, если к власти придет очередной Виссарионов сын, епископы опять запоют дифирамбы любым его жестокостям и начнут отлучать от церкви тех, кто решится на "неповиновение".
В своей проповеди на соборе патриарх подверг критике священников, которые "навязывают верующим свою волю". Ну и что? Куда обращаться прихожанину, если в ближайшем к нему храме священник требует не только каяться в грехах, но ходить на исповедь лишь к нему и рассказывать еще и о всех житейских проблемах? Если не допускает к причастию без прохождения трехлетнего курса катехизации? Если в числе грехов, которые не могут быть прощены и являются неодолимым препятствием для причащения, называет молитву с католиками или непосещение всенощной? Наконец, если священник изымает из иконостаса иконы XVI века, которые считает "неправильными"?
Ничего с такими священниками не сделаешь. Жаловаться епископу бесполезно. Единственный разумный выход - начать ходить в другую церковь, благо пока больше храмов, где свирепость канонов умеряется их неисполнением и где православная жизнь не сконструирована по книжкам и пусть не очень умная, но добрая и теплая.
Так что замечательные проповеди патриарха о том, что духовенство не должно отталкивать людей от церкви "нечуткостью и грубостью", "что, к сожалению, наблюдается в наших приходах", что оно не должно строить себе дорогих комфортабельных домов, а должно выделять деньги, к примеру, на работу с молодежью, на создание церковной страницы в Интернете, - все это риторика, не подкрепленная личным примером. Хотя попутно возникает, конечно, вопрос: почему в тяжелое для страны время духовенство легко находит деньги, как сказал патриарх, на "дорогостоящую богослужебную утварь" и шикарные дома?
За прошедшие со времени последнего собора пять лет дефицит бюджета патриархии составил более полумиллиона долларов. В церкви насчитывается почти 20 тысяч приходов, а. их взносы в патриархию составили за первую половину года 1 млн 100 тыс. рублей - по пятьдесят пять рубликов с каждого прихода. Если считать, как это делал неоднократно сам патриарх, что в России сто миллионов православных, то каждый из них жертвует Святейшему ровно по копеечке и одной десятой. Собор и тот проводится на спонсорские деньги. Патриарх пригрозил в следующем году "прекратить финансирование духовных учебных заведений и синодальных учреждений" и сообщил, что сам давно получает зарплату от не названных им спонсоров, а не от паствы.
Много шума было поднято вокруг принятия "Основ социальной концепции Русской православной церкви". Указывалось, что такой доктрины нет ни у одной из пятнадцати православных церквей мира, которые действительно предпочитают не формализовать подобные вещи. Что ж, это означает, что мы равняемся не на них, а на католическую церковь. Разница та, что социальная доктрина у католиков посвящена действительно социальным проблемам, а собор занимался в основном политическими вопроса. Наилучшим политическим строем признана монархия (православие при этом является государственной религией), но со вздохом отмечено, что такое уже не вернуть. Обличена глобализация: "Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики". Заявлено, что "церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства", и далее следует длинный список вопросов, в которых она на это рассчитывает. Последним пунктом идет помощь в борьбе с инаковерующими. Взамен церковь, признавая войну злом, разрешает христианам "участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости". Вообще раздел о войне написан в худших традициях средневековой казуистики, с аргументами типа: "Взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26. 52) - в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны". Между тем эти слова Христа просто отмечают, что обречены все, в том числе и те, кто думает, что ведет "справедливую" войну (а кто из воюющих думает иначе?). Наконец, доктрина признает право государства использовать смертную казнь, словно подталкивая правительство к отмене моратория.
На больной для России вопрос реституции и вообще охраны частной собственности дается вполне советский ответ: собственность неприкосновенна, но "исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией".
Впрочем, кое-что либеральное в "социальной доктрине" проскальзывает. Клонирование сочтено недопустимым, но разрешено хотя бы "зачатие в пробирке" ("искусственное оплодотворение жены половыми клетками мужа"). Осуждены контрацептивы, которые "пресекают уже зачатую жизнь", но допущены те, которые "предотвращают оплодотворение". Вообще вопросы такого рода оставлены на усмотрение супругов, духовнику отведена роль советчика.
Если за произвол священников наказание не предусмотрено, то в отношении журналистов разработана целая шкала наказаний: от "предупреждений" до предания "каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами". Это означает, что если эта, к примеру, статья будет сочтена "систематическим сознательным искажением информации о церковной жизни", то ее автора могут без всякого суда-следствия единоличным решением отлучить от церкви. Впрочем, по-советски лукаво добавлено и насчет того, что иногда церковные власти слишком болезненно реагируют на справедливую критику.
В конечном счете собор уделил наибольшее внимание тому, что интересует начальство и что большей части православных безразлично. Кто ходит в церковь, тому не слишком интересно, побеждает церковь сектантов или нет. Патриарх считает, что побеждает, что деятельность неправославных проповедников "захлебнулась" и что их "дерзости" "отвергнуты нашим народом". На самом деле народ относится к неправославным миссионерам по-разному, а, скажем, число протестантских общин растет быстрее, чем число православных. И это несмотря на то, что власти от имени народа активно ограничивают свободу проповеди как неправославных миссионеров, так и православных, но не относящихся к Московскому патриархату.
Патриарх заявил, что никому не удастся "заключить церковь в рамки Российской Федерации". Это означает, что Московская патриархия оставляет за собой право иметь приходы по всему миру: в США, Японии, Китае, на Украине, в Эстонии. В прежние годы лидеры Русской церкви часто требовали соблюдать принцип соответствия государственных и церковных границ - тогда это помогало им расширить свои владения. Но поскольку теперь соблюдать этот принцип невыгодно - пришлось бы расстаться с тысячами украинских приходов, то провозглашен новый принцип: "полиэтничности Московского патриархата". Найдена таким образом формулировка, оправдывающая притязания патриарха руководить православными, в какой бы точке земного шара они ни находились.
Либеральные православные много возмущались тем, что вместо положенного по уставу об управлении Русской церковью поместного собора (с участием мирян) был собран собор архиерейский (под предлогом нехватки денег и места). Но вот в католической церкви и слыхом не слыхивали о соборах с участием мирян, а религиозной жизни это тем не менее не мешает. Так что проблема не в том, что на соборе не были представлены низы. Будь они представлены, может быть, заодно канонизировали бы и Ленина с Дзержинским - чтобы способствовать консолидации общества. Проблема в том, что церковь действительно есть часть общества, пусть и прикоснувшаяся к святому. Когда молишься, кажется, что церковь - это небо на земле. Когда читаешь соборные документы, вспоминается грустная шутка Бердяева: скорее, церковь - это земля на небе.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев