РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ НОВОМУЧЕНИКАМ РОССИЙСКИМ
Михаил Солодовников
"Три дня русского епископата", Россия, N82, 21.08.2000, с.6
В последний раз по прославленным святым была спета "Вечная память" перед Мирной ектеньей. Теперь Русская православная церковь будет восхвалять их тропарями, контактами и канонами.
Список русских святых на прошлой неделе стал длиннее на 1090 имен. В их число вошли мученики XX века, пострадавшие за веру во время послереволюционных гонений. Особое место среди прославленных святых заняла семья последнего русского императора Николая II.
Своим решением Архиерейский собор, прошедший в Москве с 13 по 16 августа, поставил точку в нескончаемых спорах вокруг канонизации царской семьи. Впервые вопрос о причислении Романовых к лику святых поднимался на Архиерейском соборе в марте 1992 г. Тогда собор предложил комиссии по канонизации рассмотреть в религиозном аспекте жизнь императорской семьи. На этой неделе глава комиссии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, рассказал собору о результате работы.
Результат, как и следовало ожидать, был положительным. "За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918г., мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В их страданиях и мученической кончине был явлен свет христианской веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов христиан, претерпевших гонения за Христа в XX веке", - отметил митрополит в своем выступлении.
Епископы проголосовали единогласно. Однако несколько лет назад такого единомыслия в церковных кругах не было. Стоит вспомнить реакцию русского клира на канонизацию царской семьи Синодом Русской православной церкви за границей. Тогда, в 1981 г., тут и там слышались упреки в адрес РПЦЗ. И оснований для причисления к лику святых было недостаточно, и вместе с императорской семьей прославили двух слуг Николая II. Католика и лютеранку. За компанию.
Следующим сложным барьером было отделение плевел от пшеницы. Иными словами, нужно было найти грань, где убийство Романовых носило политический характер, а где начинался мученический подвиг. Слово "мученик" по-гречески звучит как "мартинос" - то есть свидетель. В контекст оно явно не вписывалось. Собор же прославил Николая II с домочадцами как страстотерпцев. Следует отметить, что термин этот греческому православию чужд и имеет чисто русские корни. В истории РПЦ страстотерпцами были Михаил Тверской, Андрей Боголюбский и царевич Дмитрий. Не углубляясь в историю, легко припомнить, что их канонизации носили политический характер. Но компромисс был найден.
Самым острым вопросом было признание Екатеринбургских останков. Два года назад после заявления Генеральной прокуратуры РФ Синод высказал свое сомнение по поводу их достоверности. Без участия видных церковных деятелей чин отпевания найденных в Екатеринбурге останков совершил рядовой иерей.
"Оценка достоверности научных и следственных заключений не входит в компетенцию Церкви", - заявил Синод в 1998 г. А на только что завершившемся Архиерейском соборе митрополит Ювеналий дал следующую оценку этой проблеме. Он предложил Собору придерживаться версии следователя Соколова, который вел дело Романовых в далеком 1918. Следователь утверждал, что все тела членов императорской семьи были расчленены и уничтожены. Останки, таким образом, мощами не стали. Ибо чудес от них не последовало.
"Царство мое не от мира сего", - сказал Господь своим ученикам (Евангелие от Иоанна глава 18, стих 36). Но, листая страницы истории, убеждаешься, что духовная жизнь общества всегда находилась далеко от евангельских идеалов. Церковь всегда участвовала в политике. И хотя свои политические взгляды Церковь никогда не формулировала, ее слово всегда было весомым.
15 августа на Архиерейском соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл представил "Социальную концепцию Русской православной церкви".
В ней подробно излагается политическая доктрина РПЦ: отношение к государству, политическим организациям, международному праву, средствам массовой информации, частной собственности, войне и миру, преступлению и наказанию. Концепция также освещает церковный взгляд на проблемы биоэтики, экологии, глобализации, секуляризации и на существование сексуальных меньшинств.
"Необходимость принятия такого документа назрела давно, и поэтому Архиерейский собор Русской православной церкви в декабре 1994 г. приступил к разработке всеобъемлющей концепции, так прокомментировал свое произведение митрополит Кирилл. - "Естественно, что по всему комплексу социальных вопросов существуют диаметрально противоположные взгляды. Хорошо, если их носители способны мирно сосуществовать и вести взаимоуважительную дискуссию. Нередко бывает и так, что отдельный батюшка или мирянин, причем иногда совсем недавно пришедший в церковь, начинает глаголать от лица всей Церкви, пребывая в непоколебимом убеждении, что всякий, кто думает иначе, - еретик. В действительности же оказывается, что Церковь по данному вопросу никогда не выносила определенных суждений или соглашалась с наличием разных точек зрения...".
Архиерейский собор ярко продемонстрировал желание повлиять не только на церковную жизнь на канонической территории Русской православной церкви. Останется это желание лишь на бумаге или найдет воплощение - покажет время.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев