ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

РАЗМЫШЛЕНИЯ СОЦИОЛОГА ОБ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ
Леонид Ионин, декан факультета политологии Высшей школы экономики
"Земля обетованная российской политики", Сегодня, 19.08.2000, с.4

Завершившийся в восстановленном храме Собор РПЦ, который принял несколько беспрецедентных решений. Больше всего говорят о канонизации Николая II. Упоминают о "сложной и неоднозначной" фигуре последнего императора. Сложность и неоднозначность состоят в том, что он, хотя и был набожным человеком, оказался безответственным и слабым правителем, царствование которого завершилось для России трагически. Канонизация - в достаточной степени технический вопрос. Очевидно, церковные иерархи имели достаточно оснований для такого решения. Но ясно, что Николай II вряд ли станет сияющим идеалом для православного человечества.
Но по-настоящему, без оговорок, исторический характер имело принятие Собором Социальной доктрины Церкви. В отличие, например, от католицизма, православие всегда строго отделяло, точнее, вынуждено было отделять царство Бога от царства Кесаря. В светские дела оно вмешивалось редко. Этому были разные причины. При Петре Церковь превратилась в государственный институт. Священный Синод исполнял роль министерства православия, и церковная жизнь стала элементом государственной жизни. О независимых взглядах Церкви на российское общество, так же как и о независимой православной политике, не шло и речи. В советское время - другая крайность. Отделенная от государства, Церковь рассматривалась властями не как государственный, а скорее как антигосударственный институт. Соответственно власть и поступала. Шок от большевистской расправы оказался настолько силен, что его хватило на все 80 лет Советской власти. Несмотря на изменения режима, гонения на Церковь не прекращались никогда. Выступление с самостоятельной социально-политической платформой в это время было для РПЦ невозможным.
Нынешний Собор объявил Церковь политически независимой. Таков смысл провозглашения ее социальной доктрины. Этот акт открывает возможности формирования консервативной политики в России. В российской политике есть своя обетованная земля - консерватизм. Стремление к консерватизму не угасает ни на миг. Постоянно возникают партии, группы, идеологии, желающие быть христианскими и (или) консервативными. Они не могут иметь успех как христианские без поддержки Церкви, а Церковь не готова инвестировать свою тысячелетнюю историю и свой авторитет в политические проекты отдельных подозрительных честолюбцев. Они не могут стать консервативными без влиятельной консервативной идеологии, а единственная таковая сегодня в России - православная идеология, теперь начинающая обретать определенные политические очертания. Принятие социальной доктрины РПЦ - лишь начало долгого процесса формирования христианской политики в России. Для Церкви в этом деле есть определенная опасность: очень резок разрыв с многовековым стереотипом поведения. Но в случае успеха она утвердится не только в российском вчера, но и в российском сегодня. Для российской политики это означает возможность рождения консерватизма. В принципе этому надо радоваться. А то наша политика представляет собой соревнование двух радикализмов: коммунистического и либерального. Мучительно несовершенен проект создания двухпартийной системы на основе "Единства" и КПРФ. Если появится настоящий консерватизм - а таковой в России, как показывает опыт, может быть только христианским, - то мы просто удивимся, как легко могут разрешиться многие, казалось бы, неразрешимые парадоксы нашей нынешней политики и жизни.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев