РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ
Гарун Курбанов, директор Института религиоведения и коммуникавистики, доктор философских наук.
Дагестанская правда (Махачкала), 08.08.2000, с.1-2
С начала 90-х годов религия стала играть заметную роль в жизни дагестанского общества. Новым содержанием наполнились религиозно-государственные отношения. В десятки и сотни раз увеличилось количество религиозных храмов. В республике, по некоторым данным, насчитывается около 1,5 тыс. мечетей, 250 религиозных учебных заведений, в том числе 16 религиозных институтов и их филиалов с общим количеством обучающихся более 7 тысяч человек. Только в Махачкале сегодня действуют 57 мечетей. Издаются религиозные газеты "Ассалам", "Нурул ислам", "Исламский вестник", "Ихлас", "Хофим" и т.д. Множество различных религиозных движений, союзов, фондов и объединений участвуют в политической жизни республики. Сформировалась достаточно большая группа профессионального духовенства, активно проповедующая религиозные ценности и отстаивающая свои корпоративные интересы.
Важным компонентом религия выступает и в сфере межнациональных отношений. Используя исторические традиции и обрядность, религия участвует в формировании этнокультурных особенностей дагестанцев.
Вместе с тем религия оказалась втянутой и в сложные политические процессы. Стал фактом раскол верующих в республике по политическим предпочтениям.
Все это ставит нас перед необходимостью поиска ответов на вопросы: каковы социальные, политические и духовно-нравственные ориентации верующих и духовенства, каков характер связи религиозных объединений с внешним миром, каков характер складывающихся в республике отношений между верующими и неверующими, между представителями различных религиозных направлений?
Поиску ответов на эти вопросы подчинен разрабатываемый в Институте религиоведения и коммуникавистики долгосрочный социологический проект "Религиозная ситуация в Республике Дагестан. Тенденции и перспективы". В рамках этого проекта аналитическая группа института в конце 1999 -начале 2000 года провела выборочный опрос населения республики с охватом около 2000 человек. Объектом исследования стали различные этнические, социальные, возрастные группы жителей Дагестана. Полученные данные оказались интересными, и мы решили ознакомить с ними читателей газеты.
Социальные и политические события, происшедшие в республике в последние годы, серьезно отразились на религиозности дагестанцев. Социологическое исследование показывает некоторое падение роста уровня религиозности населения республики, наблюдавшегося в 1991-1995 гг. Если социологический опрос, проведенный в 1995 году, выявил 76,3 % верующих, то по данным этого года только 64,1 % от числа опрошенных посчитали себя людьми верующими.
С мировоззренческих позиций верующим противопоставляют себя около 40 % дагестанцев, которые убеждены в своей "нерелигиозности". Среди них 13,2 % считают себя неверующими, 10,1 % - колеблющимися и 10,2 % -затрудняющимися определить свое отношение к религии и к вере.
В обобщенном виде социальные портреты верующих и неверующих дагестанцев не имеют существенных различий. Обе группы поровну представлены мужчинами и женщинами. Интересно то, что среди различных возрастных групп верующих 65,8 % составляют граждане от 20 до 40 лет.
Религия на протяжении достаточно длительного периода играла в Дагестане важную роль в формировании национальных общностей. Дагестанские этносы, их традиции и культуры прошли своеобразную религизацию. Элементы этнической психологии многих дагестанских народов, определяющие их массовый народный опыт, ценностные ориентации складывались под влиянием той или иной религии.
Если попытаться шире рассмотреть эту проблему, то можно обнаружить ряд разнопорядковых факторов: глубокие общественно-политические преобразования, отсутствие стабильности в обществе, углубляющееся имущественное и материально-финансовое неравенство, опок сельского населения в города и увеличение количества безработных, инфляция, отсутствие правовой защиты и т.д.
Можно говорить и о значительной роли социально-экономических факторов, вызвавших ослабление социальных гарантий, существовавших раньше. Это и проблемы демографии, безработицы, преступности и т.д. Проведенный опрос показывает, что население живет с острым ощущением тревоги, нарастающего кризиса и даже возможной катастрофы. Весьма выразительно зафиксированное в этот период состояние социальных чувств населения Дагестана, отражающее длительное существование в обществе значительного психоэмоционального напряжения. Так, на вопрос: "Как вы оцениваете сегодняшнее ваше психоэмоциональное состояние?", только 12,7 % сочли его бодрым и положительным. Остальная часть опрошенных определила его как отчаянное, подавленное и угнетенное. Безусловно, нарастание отчуждения человека от общества и, как следствие, сдвиг в ценностной ориентации.
Что же касается внешних причин, они, скорее всего, обусловлены международными геополитическими интересами в регионе.
Обращает на себя внимание и позиция студенческой молодежи. Среди опрошенных из ее числа 63,5 % убеждены в своей религиозности. Опрос, проведенный в 1987 году, показывал, что доля студентов, объявлявших себя верующими, колебалась от 27,5 % до 33,3 %. Исследование мировоззрения сегодняшней молодежи показывает, что оно складывается под воздействием различных тенденций и, в первую очередь, повышения роли и влияния религии. Результаты опроса констатируют преодоление ранее бытовавших стереотипов: "религия - удел стариков". В настоящее время оказывается, что возрастные различия сколько-нибудь значительно не влияют на религиозность и мировоззрение людей.
Наблюдается и уменьшение зависимости уровня религиозности от уровня образованности. Религия достаточно упрочила свои позиции в среде наиболее образованной части населения республики. Из опрошенных верующие с высшим образованием составляют 41,4 %, а со средним - 48,8 %. Заметно увеличение числа людей, которые не видят принципиальной несовместимости религиозного и научного знания. Опрос показывает, что мифологическое сознание расширяется и все больше сближается с образовательным процессом. Об этом свидетельствует отношение к вопросу "Надо ли вводить преподавание религии в общеобразовательных школах?". 40,2 % респондентов посчитали, что это нужно, 40,1 % ответили "Нет" и 17,3 % затруднились ответить.
Социологические исследования в этнических группах выявили различные показатели религиозности. Значительно высоки они среди аварцев (82%), среди даргинцев, кумыков и лакцев (61%), лезгин, табасаранцев и русских (47-50%).
Можно сделать, вывод о том, что для многих вера "не вписывается" в рамки какого-либо традиционного вероисповедания и религиозной системы, а носит достаточно аморфный и ситуационный характер. Это же подтверждает самооценка верующих, которые определяют истинно верующими в среднем 20-25 % от общего числа верующих. Этот факт говорит о том, что религиозное сознание дагестанцев не вносит строго конфессионального характера. Свидетельством тому появление в последние годы в республике различного рода нетрадиционных верований, учений и культов "семьи", "церкви", "ашрамы" и т.д. Их расцвет невозможно объяснить, если рассматривать изолированно от повседневной реальности, от духовного нигилизма, скрытого лицемерием и ханжеством. Феномен неконфессиональной религиозности можно объяснить и разочарованием верующих в официальной религии и ее духовенстве. Можно говорить и о том, что для большинства опрошенных религия представляет скорее морализирующий фактор.
С другой стороны, опрос выявляет рационализацию веры, признание значимости веры в обслуживании и решении земных вопросов. Около 27% опрошенных считают, что религия должна определять семейно-бытовые отношения дагестанцев. Речь идет о признании религиозных регуляторов в повседневной жизни дагестанцев. В силу этого становится возможным запрет в некоторых населенных пунктах Дагестана праздничного и свадебного веселья, концертных выступлений и телерадиовещания. Налицо факт того, что значительная часть общества видит в религии "безоблачную" идеологическую опору для адаптации к новым экономическим, социально-психологическим и политическим реальностям.
Ввиду особой актуальности темы редакция решила опубликовать материал в полном объеме в двух номерах. Будем рады, если читатели откликнутся на публикацию.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев