РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.32, 24 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
В СОВРЕМЕННЫХ КАЛИНИНГРАДСКИХ ШКОЛАХ ПОЛУЧИЛИ МАССОВОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОСОБУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ "УРОКИ ДОБРА"
Юлия Воловацкая
Московский комсомолец (Калининград), 20.07.2000, с.12
Выяснилось, что экзамены по "урокам добра" ученикам сдавать не придется. Дело в том, что эти самые уроки вообще совершенно никак не зарегистрированы Министерством образования РФ. Они являются чем-то вроде внеклассной работы, чем-то вроде кружка. А вот кто эти люди, не знают сами школьные педагоги...
Просто однажды погожим деньком в школу приходит человек приятной и всячески к себе располагающей наружности. Человек сообщает, что он религиозный деятель и сотрудник общественной организации, оказывающей помощь и поддержку образованию. У этой организации есть программа по проведению целого цикла уроков, что и есть цель прихода этого благообразной внешности человека.
Уроки для школы будут проходить совершенно бесплатно. Наоборот, школе даже будет оказана посильная для самой организации материальная помощь: краска для окон и дверей, побелка на потолки, обои для классных кабинетов. По сегодняшним меркам, для наших школ ну просто святые люди. И учить эти люди собираются ни чему-нибудь, а христианской морали, нравственности.
После того как "уроки добра" вписаны в годовое расписание и ученики начинают приносить в своих дневниках замечания о прогулах этих самых уроков, родители впервые узнают о существовании данной дисциплины в программе обучения своего ребенка.
От своих детей родителям удается узнать, что на "уроках добра" их заставляют слушать какие-то проповеди, заучивать, а потом и хором читать какие-то молитвы.
От учителей родителям не удается узнать практически ничего: ни какие проповеди слушают их дети, ни какие заучивают и хором читают молитвы. Родители не могут узнать ничего ни о самом "святом человеке", ни об организации, его откомандировавшей, ни даже выяснить, какого он, собственно, вероисповедания - православного? протестантского? католического? лютеранского? Или, быть может, он - баптист, иудей, мусульманин, буддист, кришнаит, даосист, ламаист... сатанист?! Все религии считают, что они только добром и моралью с нравственностью свою паству пестуют. Но какому именно из всех учат их детей добру? Какому богу заставляют молиться? Родители узнать не могут.
Столкнувшись с проблемой абсолютной неизвестности, родители делятся на тех, которые смирились с происходящим, и на тех, что решаются заявить о своих собственных законных родительских правах определять понятия добра и зла для своих детей.
Позже вторая категория родителей сталкивается с поистине неразрешимыми проблемами. Учителя не только не считают своим долгом предварительно уведомить и спросить согласия родителей на введение в программу уроков, популяризирующих, прошу заметить, какое-либо конкретное религиозное течение. Они не оставляют родителям даже права отказаться от этих уроков в списке стандартных дисциплин, утвержденных Министерством образования РФ.
Родители, которые посчитали невозможным обучение своего ребенка какому-то не известному им религиозному течению, на уже сложившуюся ситуацию в школах Калининградской области повлиять никак не могут.
Учителя объясняют свою позицию просто: на уроки ходит весь класс, не можем же мы позволить только вашему ребенку их не посещать. Или эти уроки по расписанию приходятся как раз между другими, не можем же мы позволить шататься нашим ученикам неизвестно где.
Так что по причине того, что все "нормальные" ученики должны быть именно как все и в строю, из-за "однажды", "погожего денька", всячески располагающей наружности и банки краски для школьных окон от "святых", из-за в общем-то нелепого стечения нелепых же обстоятельств нашу область ожидает в будущем целое поколение, поклоняющееся пока неизвестным нам богам...
Редакции "МК в Калининграде" удалось выяснить, что калининградской православной церковью ни в одной из наших среднеобразовательных школ за прошлый год не было проведено ни одного урока.
Каждый из выпускников православных катехезических курсов имеет соответствующий документ, заверенный епископом Пантелеймоном.
При любых спорных моментах, касающихся образования и преподавания, можно набрать номер епархиального управления по образованию и воспитанию: 43-70-13 и получить исчерпывающую консультацию.
На серию публикаций нашей редакции по теме "Религия и общество" откликнулась Православная церковь и выступила со своим комментарием:
"Ликует сердце каждого христианина в нынешнем святом году 2000-летия Рождества Христова. Двадцать веков назад Господь Иисус Христос своим пришествием в мир дал человеку надежду на вечную жизнь, прощение грехов, божественную помощь верующим в него - христианам. Впоследствии Единая Церковь разделилась - образовались Православная и Католическая ветви, внутри каждой из которых проявились направления, отрицающие официальные догматы и поименованные Протестантизмом.
Церковная жизнь начала 90-х годов в нашей области характеризуется активным появлением и католических, и протестантских приходов. Оно и понятно - вместе с православными калининградцами духовной пищи пожелали и литовцы, и поляки, населяющие область, немцы, во все больших количествах посещающие места бывшего проживания, а также остающиеся работать в Калининграде.
И вот здесь, как справедливо отмечено в статье Ю. Воловацкой, начинают возникать вопросы - сначала конфессиональные, а затем и государственные. Внутри каждой религиозной конфессии присутствуют свои определенные правила и запреты. Некоторые из них являются общими. Пример тому - запрет на "прозелитизм", т. е. на привлечение в свою веру членов иной Церкви. Да, в христианстве существует общее понятие "миссионерство", и означает оно принесение Слова Христова язычникам для последующего обращения их в христианство. Заметьте, язычникам, т. е. не знающим, не ведающим Христа, а вовсе не членам Русской Православной Церкви, как в данном случае. Привлечение к Протестантизму православных калининградцев есть тот самый "прозелитизм", с которым весьма рьяно борется и Протестантская церковь. Особенно недопустимы в данных духовных процессах моменты откровенной "оплаты за веру", о которых идет речь в статье. Да, верно, весьма скверно живется сейчас россиянам, в каком-то смысле еще более нелегко - калининградцам. Может быть, и резонны возражения о том, что не приходится выбирать в обеспечении своих родных и близких приемлемым бытом, работой, учебой. Но, вспоминая годы гонения на Православие, задумываешься - ведь не только не соблазнялись щедрыми подачками за отречение от веры отцов (как некоторые из нас сейчас), но и жизнь свою отдавали, когда вставал выбор - или верить, или жить. И пускай сейчас минули времена официального запрета на Имя Божие, все равно жизнь испытывает нас на крепость нашей веры, на верность нашей Церкви. Так что принимать или нет помощь "немецких друзей" - каждый калининградец имеет право решить для себя сам. Но четко знать и понимать подоплеку происходящего и для духовной, и для государственной жизни страны каждый православный христианин обязан!
Священник Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота иеромонах Маркел"
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев