РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.33, 31 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Александр Морозов - сотрудник интернет-журнала "Соборность". Статья написана специально для "Полит.ру"
Полит.Ру, http://www.polit.ru/documents/302781.html, 28.08.2000
Обсуждение социальной доктрины РПЦ началось
Первые серьезные отклики на социальную доктрину РПЦ, принятую на Архиерейском соборе, показывают, что она прочитана как намерение Московской Патриархии фундаментально дистанцироваться от государства. Обозреватель "Вестей.ру" (21.08, "Соборный олигарх") пишет даже, что "за последние триста лет это самая решительная попытка русского православия отмежеваться от государства". Известный социолог Леонид Ионин в "Сегодня" пишет, что "нынешний Собор объявил Церковь политически независимой. Таков смысл провозглашенной доктрины". Аркадий Смирнов ("НГ," 24.08 "Церковь пригрозила гражданским неповиновением") называет доктрину "богословским ультиматумом" и пишет о том, что "Патриархия своевременно начинает самоопределяться", поскольку при Путине все равно придется уходить от " мутного патернализма в государственно-церковных отношениях", сложившихся во времена Ельцина.
Соцдоктрина, похоже, воспринята и властью как декларация о независимости, объявленная в одностороннем порядке. Интернет-журнал "Соборность" (20.08) со ссылкой на источники в Администрации президента сообщил, что там удивлены резкостью пункта о возможности призыва Церкви к гражданскому неповиновению. В Администрации, по некоторым сведениям, говорят о том, что это очень хорошо, что Патриархия сама сделала первый шаг, поскольку это освобождает государству руки по части нового курса в государственно-церковных отношениях.
Вопрос о том, что именно должно меняться в отношениях Церкви и государства - предмет для серьезной дискуссии. Если богословски этот вопрос более или менее ясен, то в практической плоскости все гораздо сложнее.
Во-первых, в русской истории не было периода, который обе стороны могли бы считать некоей моделью, к которой следует стремиться. Это, кстати, признается и в самой доктрине. И до Петра Великого наши православные монархи убивали и гноили иерархов. В синодальном периоде, без Патриарха, Церковь утрачивала свою духовную самостоятельность. Собор, канонизировав Николая II как страстотерпца, решительно отмежевался от мифологизации периода его правления как времени восстановления византийской симфонии светских и духовных властей.
Принципиальным для современной РПЦ документом является Определение о правовом положении Церкви, которое разрабатывалось при участии Сергея Булгакова и Антона Карташова на Поместном соборе 1918-1919 гг. Тогда впервые была оговорена желательная "территория" Церкви внутри секулярного, светского государства без миропомазанного Монарха.
В начале 90-х гг. Московская Патриархия часто обращалась к этому документу. Но сейчас чувствуется, что и он устарел. Все-таки временное правительство Керенского и послеельцинский режим Владимира Путина разделяет слишком большая историческая дистанция. Судя по разделу "Церковь и государство" в социальной доктрине, Московская Патриархия смотрит на вещи очень реалистично - никакого византизма в духе Леонтьева или монархизма а ля Победоносцев там нет. Образ государственно-церковных отношений придется создавать заново, вероятно, по современным западноевропейским схемам.
Во-вторых, существуют колоссальные проблемы в финансовых отношениях Церкви и государства. В РПЦ сегодня более 20 тысяч священников, около 18 тысяч приходов, половина из них в России. За исключением крупных соборов - кафедральных или особо посещаемых туристами, - эксплуатировать, реставрировать храмы на поступления от церковной кружки, или, как теперь говорят, "церковного ящика", невозможно. Приходы бедны.
Церковь должна развивать и собственную экономику, и участвовать на долях в совместных проектах. Понятно, что какие-то церковные проекты носят характер общенациональных и могут финансироваться из госбюджета. Это не только реставрация древних монастырей, но и новые творческие начинания.
Оправданным, например, выглядит частичное государственное финансирование 25-томной "Православной энциклопедии", к подготовке которой привлечены не только лучшие церковные специалисты, но и известные светские ученые - А.Тахо-Годи, П.Гайденко, А.Щапов и др.
Проблема в том, что протекционизм властей в отношении Церкви при Ельцине носил абсолютно непрозрачный характер. Отсюда - скандалы вокруг таможенных льгот, безналогового импорта табака и вина, квот на экспорт нефти. А теперь, когда несколько дней назад убили главного менеджера патриархийных квот на экспорт рыбы, будет и скандал вокруг этих квот. Вряд ли Московская Патриархия может уверенно декларировать свою независимость от светских властей, пока не будут найдены формы экономической деятельности Церкви, соответствующие требованиям "прозрачной экономики".
В этом плане хорошо бы начать новый этап государственно-церковных отношений с бюджета 2001 года, который уже передан Минфином в правительство. С другой стороны, нужны принципиальные идеи о том, как строить открытые публичному вниманию формы поддержки Церкви предпринимателями, банками. Помнится, после скандала с табаком Патриархия сообщила, что создана специальная комиссия по гуманитарным и экономическим вопросам МП. За три года не слышно от этой комиссии ни звука, хотя Патриарх, оглашая решение, подчеркивал, что она создается для того, чтобы информировать общество и СМИ об экономических решениях МП.
Похоже, "богословский ультиматум" Собора по вопросу государственно-церковных отношений повлечет за собой большие новшества.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев