РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.33, 31 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
В МОСКВЕ ЗАВЕРШИЛСЯ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Варвара Богданова
"Со своим уставом в своем монастыре", Континент, N34, август 2000, с.13
Пожалуй, впервые работа Собора и принятые итоговые документы привлекли столь пристальное внимание СМИ и всего общества в целом.
Нынешний Архиерейский Собор, последний в этом тысячелетии, был призван наметить пути, по которым Церковь будет следовать в XXI век.
Главным итоговым событием Собора можно считать принятие нового церковного устава. Широкой публике этот программный документ, касающийся всех сфер церковной жизни, станет известен лишь после утверждения Поместным собором. Поэтому пока Церковь будет жить по старому уставу.
Собор не обошел ни одну из наиболее острых проблем, волновавших людей в последние годы: ситуация вокруг Украинской православной церкви, канонизация последнего русского царя, отношение к инославию.
Так, в специальном "Определении об Украинской православной церкви" признается ее самостоятельность. (Это во многом связывают с личным обращением к Алексию II президента Украины Леонида Кучмы.) Правда, согласившись признать фактическую автономность украинской церкви, члены Собора не стали вводить это ключевое слово в ее название. Как рассказал на итоговой пресс-конференции митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, после долгих прений Собор подтвердил ее самостоятельность, "но под крылом Русской матери-церкви".
Что же касается инославия - было отмечено, что всякого рода миссионеры и псевдомиссионеры хотят подорвать духовное единство народа. Были обсуждены и проблемы во взаимоотношениях с римско-католической церковью, стиль которых явно не удовлетворяет Русскую православную церковь.
Иерархи на последнем заседании приняли обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в скорейшем возвращении Церкви отнятой у нее при советской власти собственности. Без этого "практически немыслимо полноценное возрождение нашей церкви, осуществление ее просветительского, миссионерского, социального служения, в плодах коего нуждаются страна и народ".
Многие, в том числе и сам Патриарх, отмечая то позитивное, что уже сделано в этой области, все-таки подчеркивали, что возвращенное Церкви в последние годы количественно абсолютно несопоставимо с тем, на что она имеет право претендовать.
Однако данная тема приобретает весьма деликатный характер, когда речь заходит об объектах и экспонатах, числящихся сегодня за музейными ведомствами. Особая, часто непримиримая позиция музейных работников, считающих, что Церковь не способна содержать передаваемые ей исторические ценности на должном уровне, неоднократно приводила не только к скрытому противоборству, но и к откровенным конфликтам и громким скандалам.
При этом сегодня никто не может ответить на главный вопрос - кто кому и сколько передал, кто сколько получил и так далее. Поэтому очень многое будет зависеть от реакции президента России на обращение иерархов.
И все же одним из главных на Соборе был вопрос о прославлении в лике святых. Собор принял решение о канонизации 1154 подвижников Русской православной церкви, из которых 1090 - новомученики XX столетия. Но, безусловно, наибольшее внимание привлек факт канонизации Николая II и членов его семьи. Этот вопрос муссировался уже давно, но Синоидальная комиссия не могла его решить - слишком сомнительны были основания для канонизации. И Архиерейский Собор 1997 года отказался принимать такое решение. Основная причина - отсутствие чудотворений. А это непременный фактор почитания мучеников на Руси.
Но после Собора 1997 года возникло ощущение, что кто-то настойчиво пытается навязать обществу образ царя Николая - мученика и чудотворца. Замироточили иконы неканонизированного императора, происходили случаи внезапных исцелений.
И это при том, что РПЦ до сих пор не признала останки, покоящиеся в Санкт-Петербурге, за останки членов царской семьи.
Тем не менее, еще до открытия Собора было ясно - вопрос о канонизации Николая II будет решен положительно. Правда, его канонизировали не как праведника (для этого нет оснований), а как мученика, принявшего смерть по-христиански.
Безусловно, свою главную задачу Архиерейский Собор выполнил - показал Русскую православную церковь единой, открытой обществу, готовой к диалогу. Но очевидно, что так и не решенные проблемы XX века Церкви придется решать и в следующем тысячелетии.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев