РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.33, 31 августа 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА ВЛАДИВОСТОКСКОГО И ПРИМОРСКОГО ВЕНИАМИНА
Автор не указан
Советская Россия, N98, 26.08.2000, с.4
Кор: Скажите, владыка Вениамин, какое впечатление произвел на Вас нынешний Юбилейный Архиерейский Собор?
Еп. Вениамин: Смешанное впечатление. И радости, и печали. Радость связана в первую очередь с торжествами прославления новых русских святых. Наконец-то наша Церковь официально прославила сонм Новомучеников Российских, канонизировала сотни мучеников за веру, за Христа, за Святую Русь. В день прославления сих угодников Божиих мы воистину испытали пасхальную радость, общее чувство духовного подъема и утешения.
Но когда началось обсуждение проблем экуменизма, это вызвало довольно нелицеприятную дискуссию. Я, например, прямо заявил, что всякий архиерей, переступающий порог здания Всемирного Совета Церквей - этого скопища разнообразных ересей и зловерий, - предает Церковь, предает нашу Россию. К сожалению, очень жесткий регламент - всего три минуты на выступление - не позволил мне высказаться более подробно и обстоятельно.
Кроме того, конечно, мы все тяжело переживали трагедию подводной лодки "Курск", катастрофа с которой произошла буквально накануне открытия нашего Собора. Я считаю, что это прямое дьявольское нападение. И цель его - подорвать саму возможность возрождения великой Российской Державы.
Кор: Скажите, Ваше Преосвященство, насколько справедливы утверждения некоторых средств массовой информации о том, что не все документы, принятые на Архиерейском Соборе, получили единодушное одобрение его участников? В частности, правда ли, что Вы голосовали против соборного Определения "Об основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию"?
Еп. Вениамин: Да, это правда. Я проголосовал против, и еще несколько архиереев (по-моему, человек семь - я помню владыку Феодора, Василия, Сергия) воздержались.
Кор. В чем же причина такого решения?
Еп. Вениамин. Ну, во-первых, мы даже не успели как следует ознакомиться с этим документом. Его поставили на голосование практически сразу же после того, как нам раздали текст. Вообще это очень печально, когда архиереи, съезжающиеся на собор, до последнего момента не знают даже, какие тексты им предстоит обсуждать. Да что там тексты: повестки дня не знают. Ее выдали нам только накануне. К чему такая секретность, непонятно...
Но главная причина, конечно, не в этом. Она, на мой взгляд, заключается в том, что, несмотря на определенные позитивные подвижки, в целом это Определение продолжает старую порочную линию на одобрение экуменических контактов. Не сделано главного: еретики не названы еретиками, вероотступники не названы вероотступниками, и это создает базу для продолжения той духовной агрессии против России, против Русского Православия и русского народа, которую уже давно ведет и Ватикан, и многие другие так называемые инославные конфессии.
Кор: Многие оправдывают экуменические контакты опасностью "оказаться в изоляции" в современном мире, который, напротив, семимильными шагами идет к глобализации всех процессов.
Eп. Вениамин: Да какая там изоляция, что Вы! Разве можно оказаться в изоляции, будучи со Христом, отстаивая чистоту Его спасительного учения. Наоборот - в изоляции от Истины находится именно тот, кто оправдывает свое малодушие соображениями "практической пользы". Вот отцы первого Вселенского собора, проходившего в IV веке по Рождестве Христовом, во время расцвета ереси Ария, не побоялись "остаться в изоляции", хотя еретики имели просто подавляющий численный перевес. И презрев все сомнения, соборно обличили ересь, и отсекли вероотступников, и спасли Церковь.
Что же касается глобализации, то эту проблему рассматривал в своем выступлении епископ Константин, ректор Санкт-Петербургской духовной Академии. Он высказал мнение, что, несмотря на ускорение этих глобализационных процессов, экуменизм все равно не имеет никаких перспектив, ибо противоречит глубинам церковного самосознания, гораздо более прочным и древним, чем современная эпоха, породившая глобализм.
Кор: А все ли, желавшие высказаться, получили такую возможность? Помнится, после прошлого Архиерейского Собора многие епископы жаловались на излишнюю заорганизованность и бюрократизированность этого мероприятия, помешавших всем желающим выступить свободно.
Еп. Вениамин: Слава Богу, в этот раз никаких препятствий не было. Спасибо Его Святейшеству, Патриарху Алексию: он дал возможность высказаться всем желающим. И на тему о канонизации Николая II, и на любую другую. Любопытно, кстати, что по вопросу о канонизации Царской Семьи мы даже формального голосования не проводили. Просто большинство архиереев встали со своих мест, заявив таким образом о почитании Святых Царственных Мучеников.
Кор: Но ведь этот вопрос вызывал до последнего времени массу противоречивых мнений. В обществе до сих пор нет единого мнения о деяниях и личности последнего русского царя.
Еп. Вениамин: Да, это так. И на соборе тоже один из архиереев - не помню сейчас, кто именно, помню только, что его епархия находится за рубежом - сказал, что он против канонизации, ибо она может вызвать раскол в его пастве. И ставя свою подпись под деяниями собора, он отметил в скобках - "за исключением пункта о Николае II". Были, конечно, и другие противники этого прославления - митрополит Нижегородский Николай, например, или профессор московской духовной Академии Осипов, - но они предпочли промолчать.
Я же думаю, что любые опасения в этой области совершенно надуманны. Всякий, кто знаком с нашей церковной жизнью, знает, как благоговейно чтит народ царственных страдальцев за их страшную кончину. А тот, кто критикует последнего русского царя за его политические действия и в прославлении тоже видит какой-то политический подтекст, пусть не волнуется. Патриарх Алексий II уже не раз говорил, что Церковь прославляет лишь нравственный подвиг мучеников и страстотерпцев, а вовсе не то или иное политическое течение.
Кор: А вопрос о созыве Поместного Собора обсуждался или нет? Ведь не секрет, что недавнее решение об отмене Поместного Собора, намеченного ранее на конец нынешнего года, было воспринято православной общественностью с глубокой горечью. Раздаются даже голоса, утверждающие, что священноначалие Московской Патриархии просто боится собирать Поместный Собор, опасаясь, как бы присутствие на нем большого числа делегатов от рядового духовенства и мирян не затруднило контроль над его решениями.
Еп. Вениамин: Да, вопрос о Поместном Соборе обсуждался довольно горячо. Меня, честно говоря, поразило, что при этом обнаружилась довольно ясно тенденция вовсе отказаться от Поместных Соборов или, во всяком случае, исключить из их состава мирян и низовое духовенство. Они-де будут только мешать архиереям, вносить в работу собора ненужную суету и смуту. Чувствуется, знаете ли, какая-то странная боязнь: соберутся тут всякие, нагородят разного...
Приведу пример, чтобы было ясно, вокруг чего идут споры. Архиереи, скажем, приняли на своем Соборе изменения в церковный Устав. Может ли Поместный Собор эти изменения отвергнуть, или, наоборот, еще более расширить? Противники Поместного Собора говорят: нет, не может! Но простите, а каковы же тогда его полномочия? Чисто декоративные? Это совершенно противоречит всей церковной традиции...
В частности, архиепископ Аргентинский Платон (Удовенко) в своем выступлении сказал, что при таком сокращении полномочий Поместного Собора мы просто лишаемся высшего органа церковной власти, подрываем сами соборные основы церковной жизни. Другое дело, с какой периодичностью собирать Поместный Собор - раз в пять, семь, десять лет или вовсе без всякой обязательной периодичности, по мере надобности? Он ведь должен рассматривать лишь важнейшие, стратегические вопросы церковного бытия.
Кор: А ведь таких вопросов - и вопросов сложных, порой даже болезненных, в Русской Церкви накопилось уже немало. Сумеем ли мы их решить?
Еп. Вениамин: Безусловно. С Божией помощью, с молитвой и любовью к своему народу, к своей Родине и Церкви мы все преодолеем. И нынешний Архиерейский Собор подтверждает это. Я верю, что Господь не оставит Россию в ее нынешнем бедственном положении, а подаст нам и силы, и терпение, и мужество, и мудрость, потребные для спасения души и возрождения Руси - одновременно Великой и Святой!
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев