ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.34, 7 сентября 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

АРХИЕРЕИ В РОЛИ СОВЕСТИ НАЦИИ
Яков Кротов
Общая газета, N35, 31.08.2000, с.15

Кто теперь догадается об их страстной любви к Кремлю?
Дядя Сандро из Чегема прославился тем, что в период коллективизации обольшевичил природу: бил по дереву с дуплом, и дерево отзывалось: "Кумхоз..." "Основы социальной концепции", одобренные Архиерейским собором Русской Православной Церкви, похожи на социальную концепцию Римо-Католической Церкви как отзвук дерева с дуплом - на колхоз. Сами православные архиереи дали повод сравнивать себя с католиками, назвав свой собор "юбилейным". Восточной традиции католический обычай особых "юбилейных" лет и сборищ неизвестен. Введение этого термина в обиход - примечательное свидетельство. Но чего? Сближения с католичеством? Попытки перенять его опыт?
Социальное учение Католической Церкви сформулировано в документах папства и особенно в материалах Второго Ватиканского Собора, проходившего в первой половине 1960-х годов. Когда его участникам предложили проголосовать за подготовленные заранее в Ватикане документы, вдруг вспыхнул бунт - открытый, в присутствии тысяч приглашенных гостей. Началась полемика, длившаяся несколько лет. Каждое слово в итоговом документе стало результатом изощренных интеллектуальных и политических споров.
Ничего подобного не произошло на недавно состоявшемся Соборе Русской Православной Церкви. Епископы единогласно утвердили "Основы социальной концепции", подготовленные в недрах Патриархата. Потому ли, что документ пришелся им по сердцу во всех подробностях? Или - из-за того, что они не придали ему особого значения, не вчитывались в него и не собираются его придерживаться? Второе вероятнее. Если на Западе принятый документ - обязательный к исполнению закон, то в России даже закон - всего лишь документ, никого ни к чему не обязывающий.
В какой исторической обстановке проходил Собор, видно из первых восторженных откликов. "Независимая газета" провозгласила победу либералов, поскольку епископы проголосовали за продолжение диалога с инословными. А могли бы бритвой по глазам? Да, архиереи согласились продолжать посылать своих богословов на Запад. Согласились и принимать у себя иностранных богословов - "для изучения православного богословия". Прогресс налицо: при Сталине ни за какие деньги и из России не выпускали, и в Россию не впускали.
Но вот, например, многие приходские священники в Москве предупреждают прихожан, что не допустят к причастию тех, кто молился с еретиками - католиками и баптистами. Что сказал по этому поводу Собор? Можно ли помолиться с баптистом у постели умирающего о его выздоровлении? Можно ли вместе с пятидесятником помолиться перед едой? А если католик зайдет в православный храм и присоединится к общей молитве - что, все обращенные к Богу слова блокируются и к небу не восходят? Некоторые наши священники при крещении внимательно проверяют крестики: православные ли, а то у "католических" крестиков иначе расположены ступни Распятого. Может, поместить у входа в каждую церковь такой "еретический знак" и требовать от входящих на него плевать в доказательство православия? Ответа на эти вопросы "концепция" не дает.
Собор запретил священникам "непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию". Это означает, что священник не должен становиться сотрудником спецслужб. Мотивация решения несколько странная: стукачом священнику быть, оказывается, плохо не потому, что это обман доверия паствы, а потому, что это ущемляет право вышестоящего знать о священнике и его пастве все.
Кто-то из составителей концепции решил пофрондировать и предположил, что к священнику может обратиться человек, во время войны получивший "преступный приказ". Пастырь в этом случае "должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения", а если это не поможет, то "предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность".
Спрашивается: ну какой террорист отправится исповедоваться, а если все же решится - будет ли каяться в намерении взорвать бомбу? Какой солдат станет каяться в том, что он намерен выполнить преступный приказ? И если, паче чаяния, найдется полоумный, который нечто подобное учудит, то как может священник "предупредить", "заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность"? Вроде как "вас застрелят, но при каких обстоятельствах, к сожалению, сказать не могу"? Вся эта казуистика понадобилась для того, чтобы доказать себе свою внутреннюю свободу от государства. Действительно свободный человек и свободная организация пускаться в подобные демонстрации не станет...
Постановление Собора предписывает православным христианам "выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлении и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения". Такое теоретическое фрондерство способно вызвать восторг у тех, кто воспевает всякую власть, лишь бы она была "настоящей" - сильной, с блестящей кирасой, с тяжелым лошадиным крупом, с решительно выдвинутой челюстью. Поскольку такие разговоры - всего лишь кокетливое заигрывание с государством: "А вот я тебя люблю, но я и отвернуться от тебя могу!" Из этого делают вывод: "Закончился не только тоталитарный, но и посттоталитарный период истории Русской Православной Церкви, опередившей в своем развитии и общество, и государство".
Есть некоторое лукавство в том, что на гражданское неповиновение благословляют люди, в течение десятилетий повиновавшиеся самым разнообразным распоряжениям атеистической власти. К тому же гражданское неповиновение возможно в гражданском обществе, где у человек есть выбор: платить налоги или не платить, голосовать или бойкотировать выборы, служить армии или отправляться в тюрьму. Но это не проблема России, где налоги у большинства населения вычитают заранее, а с меньшинства собрать не умеют, где побеждает на выборах не тот, кто голосует, а кто считает голоса, и где разница между армией и тюрьмой с каждым годом все более стирается.
Власти делают вид, что повелевают народом, народ делает вид, что повинуется, а епископы делают вид, что представляют собой несгибаемую совесть нации.
Через несколько дней после окончания Собора сперва в интернете, а затем и в газетах появилась информация о том, что Кремль недоволен Московской Патриархией из-за упоминания о "гражданском неповиновении".
Поднятый шум поспешили yвязать с принятием нового бюджета - вот, дескать, возьмет Кремль и вычеркнет строчку о финансировании Патриархии.
Это наименее вероятный вариант: Патриархия финансируется не столько отдельной бюджетной строкой, сколько тысячью разнообразных и, в основном, неформальных способов. Прекратить это финансирование можно в любой момент без всякого шума. Скандал выгоден тем в Кремле, кто хочет уволить Андрея Протопопова, много лет курирующего религиозное направление в президентском аппарате. Однако, скорее всего, перед нами пропагандистский ход, типичный для ведомства, давно оторвавшегося от реальной жизни и рассчитанный на то, чтобы опровергнуть давно сформировавшееся представление о православизации власти. Но вряд ли это поможет, слишком легко вспоминается поговорка: "Милые бранятся - только тешатся".

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев