ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.34, 7 сентября 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

ПРАВОСЛАВИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
Дмитрий Ерисов
Промышленная газета, 31.08.2000, с.5

В августе прошел Юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви. По просьбе нашего корреспондента его постановления комментирует профессор Свято-Тихоновского православного богословского института диакон Андрей Кураев.
- Андрей Вячеславович, светской общественности Собор известен главным образом тем, что на нем были канонизированы Николай II и члены его семьи. Вместе с тем отношение к последнему императору в России далеко не однозначное. Многие считают, что именно он в значительной степени несет ответственность за катастрофу, которая разразилась в нашей стране в начале XX века. Какими соображениями руководствовались архиереи, причисляя Николая Романова к лику святых?
- Собор подчеркнул, что император Николай II прославляется не в качестве императора, не за то, как он правил Россией, а как страстотерпец. Это когда человек страдает за правду, а не за свои личные грехи. Именно страстотерпцами были первые русские святые князья Борис и Глеб. Они могли вызвать на свою защиту дружины, но междоусобному кровопролитию предпочли собственную смерть. И отказались от помощи. В результате их родной брат убил сначала Бориса, а потом и Глеба. Нельзя сказать, чтобы от них требовали отречения от Христа. Поэтому они именно страстотерпцы, а не мученики за Христа в строгом смысле этого слова.
Наверное, самый первый из таких страстотерпцев - Иоанн Предтеча. Ведь он был убит за обличение беззакония царя Ирода. Это не был в строгом смысле слова религиозный мотив.
Царь Ирод придерживался той же веры, что и Иоанн Креститель. Но при этом он нарушал правду Закона. Его нравственное растление и обличал Иоанн Предтеча. За что и поплатился жизнью. И тем самым сделал последний шаг к святости.
В этом чине и оказался последний русский император. Как человек, который претерпел неправедную кончину. И у которого была возможность избежать ее. Но нам известно, что он постоянно отклонял предложения о побеге.
Принципиально то, что он и его семья смогли пройти эти полтора года заключения без озлобления и ненависти. Потому что одно дело - то зло, которое обрушивается на меня извне, и совсем другое - то, что рождается во мне. Если я на зло отвечу злом, на ненависть - ненавистью, на раздражение - раздражением - в этом случае сравняются уровни давления вовне и внутри меня. И не будет тогда разницы между той погодой, которая в моем внутреннем доме, и той, которая на улице. А ведь такой перепад давления есть признак живого существа. Если бы император и его близкие на большевизм ответили антибольшевизмом, еще одной большевистской семьей на Земле стало бы больше. Но царская семья смогла сохранить свой внутренний климат - другой, нежели климат партийных газет, которые изощрялись в грызне и клевете друг на Друга.
- Предположим, что все то, что мы знаем об этом человеке и его близких, точно так же известно о какой-нибудь другой русской семье. Была бы она канонизирована?
- В Комиссии по канонизации такой вопрос ставился. И дан был честный ответ: нет.
- Почему?
- Те люди, которые расстреливали государя и его семью, стреляли не в гражданина Романова и не в полковника Романова. Прежде всего они стреляли в императора. И они потом об этом писали в мемуарах: "Я убил последнего царя".
Они стреляли в тот образ России, который был им ненавистен и который дорог нам. И поэтому в церковном понимании царь и его семья - это намного больше, чем просто частная семья. Это образ того, что мы называем Святой Русью.
- Сегодняшняя Россия к Святой Руси ближе, чем Россия советская?
- Сегодня многие из нас с ностальгией вспоминают времена Советского Союза. Конечно, многих нынешних безобразий тогда не было. Но иногда полезно посмотреть видеохронику советской поры.
Там все-таки была какая-то гораздо более тотальная, глубокая неправда. Сегодня жизнь в некотором смысле честнее. По крайней мере, подлость нынче не называет себя добродетелью.
Христианская проповедь начинается с призыва: "Покайтесь!" Покайтесь, чтобы приблизилось Царствие Божие! Советской эпохе была глубоко чужда сама идея покаяния. Даже если в каком-нибудь художественном фильме вдруг мелькало слово "покаяние", это считалось каким-то декадансом. Сегодня общество может понять покаяние и обычного человека, и высокого государственного деятеля. С этой точки зрения, при всех его ужасах и болезнях оно все-таки более открыто для христианства.
- Насколько мне известно, на Соборе впервые в истории была принята социальная доктрина Русской Православной Церкви. Что это за концепция?
- Это документ, который предлагает принципы церковной оценки тех вызовов, которые рождаются в современной околоцерковной среде. Ну, скажем, вопрос о том, как относиться христианину к власти.
- Вроде бы есть всем известная аксиома: "Всякая власть - от Бога"...
- В православной традиции эта мысль апостола понималась гораздо сложнее, чем представляется атеистическим проповедникам. Это не утверждение о том, что даже власть управдома - от Бога. Речь идет о принципе властности как таковой.
То, что люди в состоянии приводить себя в состояние социального космоса, упорядоченности, а значит, иерархичности, власти, - такая возможность - от Бога. Именно это имел в виду апостол. Но это не означает, что от Бога - любая конкретная реализация такой возможности.
Блаженный Августин говорил, что когда государство не выполняет Закон, оно становится шайкой разбойников. В том же направлении идет мысль Архиерейского Собора 2000 года. Но здесь очень жестко, может быть, впервые в истории Православной Церкви, вопрос открыто ставится так: если государство требует от граждан сознательного нарушения принципов евангельской жизни, Церковь имеет право призвать народ к сопротивлению. При этом, правда, подчеркивается - ненасильственными методами.
- А в католической церкви этот вопрос уже решен?
- Как параллель могу назвать лишь известное постановление Сорбонны, принятое в 1589 году. Тогда вопрос был сформулирован примерно так: если правитель отступает от христианства и влечет к этому своих подданных - должно ли ему повиноваться? Ученый совет Сорбонны постановил, что не будет грехом насильственно отстранить от власти такого правителя. И король Генрих III был убит католическим монахом Жаком Клеманом.
- Какие еще вопросы решает социальная доктрина РПЦ?
- Еще одна чрезвычайно важная для нас тема - проблемы семьи и брака. Может быть, для церковной жизни - это даже самый главный раздел концепции. И я честно скажу, что когда он разрабатывался, основная задача состояла в том, чтобы защитить людей от произвола некоторых духовников. От той болезни, которая на светском языке называется тоталитарностью, а на церковном - младостарчеством.
- Что это такое?
- Это когда человек, который сам еще не имеет надлежащего духовного опыта, не умеет понимать замысел Божий именно об этой конкретной душе, о судьбе этого человека, - когда такой священник начинает под свои клише подкраивать жизнь всех встречных людей, которые приходят к нему и доверяют свои болезни. Тогда очень часто слышно: "Так, ты что? Ты живешь с мужем, а он у тебя - неверующий, ты с ним не венчана? Все. Пока не приведешь сюда, не обвенчаешься с ним, я причащать тебя не буду". Здесь Собор говорит: нельзя считать людей, которые живут в гражданском браке, блудниками и беззаконниками. И в самом деле, если муж - неверующий человек, а жена будет тащить его венчаться, получится, что для него путь к Церкви начнется со лжи. На венчании он будет лгать о себе, будто он - раб Божий, будто он - христианин. Лгать, целуя руку священнику, может быть, преодолевая неприятие и отвращение. Зачем это надо?
- В странах католического мира общественность давно и безуспешно пытается добиться от римского престола санкции на аборты. На Соборе этот вопрос не обсуждался?
- Благословить аборты Церковь не может. Своей пастве православные священники не позволяют использовать даже контрацептивы абортивного действия - такие, которые убивают уже оплодотворенную яйцеклетку. Мы, как и все религиозные люди на Земле, исходим из того, что минута зачатия - это минута рождения жизни. Появляется живое существо, и убивать его нельзя. Зато в отношении неабортивных контрацептивов Собор занял более мягкую позицию. Решение вопроса о допустимости их применения отдается на усмотрение духовника, который знает конкретную семью и обстоятельства ее жизни.
- А если доподлинно известно, что в случае продолжения беременности ни мать, ни ребенок не выживут?
- Даже в этом случае благословения на аборт священник не даст.
Хотя отсутствие благословения не означает запрета. Но, по постановлению Собора, в таком случае духовник должен быть крайне осторожен, налагая на женщину епитимью - церковное наказание.
- Российской общественности вы известны в значительной степени вашими выступлениями против засилья сектантских проповедников в государственном теле-, радиоэфире, на стадионах и во дворцах культуры. Пожалуй, это действительно было актуально лет 5-10 назад, когда по Тверской толпами ходили кришнаиты, а террористы из "Аум Синрикё" по всей стране оболванивали впечатлительных граждан. Но сейчас, на мой взгляд, у людей уже нет интереса ко всей этой экзотике...
- Прежде всего, надо сказать, что ни в коем случае нельзя ставить
знак равенства между терминами "секта" и "тоталитарная секта". А, к сожалению, часто именно такое уравнение и делают. Тоталитарная секта - это религиозная организация, в которой нарушаются фундаментальные права человека. Такие нарушения есть далеко не в каждом религиозном движении.
Сам термин "секта" в российском законодательстве отсутствует. Он не имеет юридического толкования. И это понятно, потому что термин этот прежде всего богословский и религиоведческий. Никто ведь не пытается дать в законе определение благодати.
Поэтому, говоря о сектах, мы, церковные проповедники, в большинстве случаев имеем в виду богословский смысл этого слова. То есть под сектой подразумеваем религиозную организацию, которая осуществляет свою деятельность вне Православной Церкви и в противостоянии ей. И с этой точки зрения, для нас сектантами являются и баптисты, и адвентисты, и прочие вполне традиционные толки протестантизма.
Но мы не говорим, что это - тоталитарные секты, что ими должна заняться прокуратура. Мы просто предупреждаем людей: осторожно, это не Церковь. Мы это Церковью не считаем. И если вам интересны наши аргументы, мы их можем изложить.
Но главная опасность сегодня не в баптистах и не в адвентистах. В нашей стране, как и во всем мире, происходит планетарная религиозная революция - массовое возрождение язычества. Своего рода новое язычество.
Это, конечно, не поклонение Минерве или Перуну. Хотя и такие группки есть. Речь идет о том, что возрождается массовое суеверие: вера в колдовство, магию, сглазы, порчи, астрологию и т.д., и т.п. Сегодня самые распространенные секты - именно такого типа. Это массовые потребители книжек типа "Диагностика кармы", астрологи, посетители какого-нибудь "Центра Марии Литт" и т.д.
- Что современное Православие может противопоставить новому язычеству?
- Мы должны быть готовы дать отчет в принципах нашей веры себе самим и людям иных взглядов - будь то атеист, кришнаит или католик. Мы должны быть готовы объяснить, почему мы верим так, а не иначе и не признаем иных доктрин. Такая готовность требует богословского просвещения. Именно с ним связано будущее Церкви.
Кстати говоря, об этом стоило бы помнить и тем, кому адресована ваша газета, - людям, которые принадлежат к кругам, принимающим решения. Если они всерьез желают помочь возрождению Православия в нашей стране, то им надо иметь в виду, что реставрационные работы в храмах - далеко не единственный возможный путь. Остро нуждаются в помощи церковные духовно-образовательные и издательские центры. Создать храм в душе человека, сложнее, чем сложить храм из кирпичей. И гораздо важнее.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев