РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.34, 7 сентября 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
КАНОНИЗАЦИЯ НИКОЛАЯ II - "ЗА" И "ПРОТИВ"
Геннадий Лукашов
"Святое семейство", Полярная правда, N127, 30.08.2000, с.2
Те, кто утверждает, что решение Архиерейского собора Русской православной церкви о причислении семьи последнего российского императора к лику святых было решением политическим, правы. Только, на мой взгляд, не совеем в том смысле, в каком утверждается многочисленными СМИ.
И в обществе, и в СМИ время от времени упорно повторяется мысль: пока страна, люди не покаются за все, произошедшее с нами в XX веке, ничего хорошего не будет. При этом очевидным доказательством покаяния считался вынос тела мертвого человека из храма, сотворенного современниками для него, и его захоронение в земле. Действие, христиански понятное, но напоминающее скорее не прощание с прошлым, а месть ему. То есть не совсем христианское.
И вот церковь наконец решилась в рамках своей компетенции и возможностей на покаяние и прощание с прошлым. Она причислила к лику святых - нет, не только императора - сотни людей, ставших безвинными жертвами 17-го года и последующих лет. И в их числе - простую русскую семью Романовых, расстрелянную душным летом 18-го года в подвале уральского особняка. Как ни странно это звучит, в своей смерти эти люди скорее ощущаются безымянными жертвами страшного террора, охватившего тогда Россию, чем ее символами. Ведь были и знаменитые священнослужители, философы, политики, поэты, павшие жертвой страшных лет России. Судьба же простой дворянской семьи отрекшегося императора поражает в этом плане лишь противоестественной простотой жестокого убиения. И простотой и величием поведения этой семьи в эти последние месяцы их духовного испытания.
На мой взгляд, большего искать в этом решении Русской православной церкви не стоит. Все остальное - от лукавого. Все остальное - ошметки наших современных политических дрязг, притязаний и претензий.
Да, существуют так называемые традиционалисты, ультра-патриоты, считающие, что император и его семья стали жертвой масонских, бесовских, антирусских или иных зловещих сил. Но решение собора никак их воззрений не укрепляет и не касается. Да, существуют люди, считающие, что грехи последнего русского императора (весьма противоречиво описанные, от Кровавого воскресенья до отречения от престола, и пр.) столь велики, что нельзя говорить о мирском величии этого человека. Но ведь решение церкви опять не об этом.
Так что многочисленные раздраженные претензии "специалистов" носят сугубо мирской характер. Частично они связаны с претензиями разных политических и общественных сил к церкви. Точнее, с явной неприязнью их к нынешнему характеру, составу и поведению церковной иерархии. Она не либеральна, ксенофобна, консервативна и пр. Все может быть, но при чем здесь та несчастная семья, расстрелянная 82 года назад. И почему, кстати, эти мирские голоса не звучали (или звучали очень тихо) два года назад, во время погребения останков императорской семьи в соборе Петропавловской крепости. Может быть, потому, что решение об этом принимала любезная нынешним критикам тогдашняя мирская власть.
На мой взгляд, именно в этом главная причина нынешнего ожесточения мирских критиков последнего решения церкви. Им очень хочется включить его в череду не принятых ими, неприятных им действий нынешней власти. И еще раз поговорить об откате назад, консерватизме, ксенофобии и прочих "признаках" новой мирской власти и связанной с ними церкви. И неважно, что нынешняя власть никак "не засветилась" в решении Архиерейского собора. В виртуальном мире политической борьбы можно связать что угодно с чем угодно. Или просто намекнуть на эту связь.
Что ж, это лишний раз подтверждает, что в политике нет ничего святого. Но при чем здесь семья великомучеников, - Николай, Александра, Ольга, Мария, Анастасия, Татьяна, Алексей, - павших под градом выстрелов 82 года назад, чьи останки были сожжены, отравлены кислотой, погребены на многие годы в безымянной могиле?
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев