РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.34, 7 сентября 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
НА ПОКЛОН К СВЯТИТЕЛЮ - В ДРЕВНЮЮ ТОЛГУ
Е. Игнатьева
Ставропольская правда, 25.08.2000, с.3
Почетный гражданин города Ставрополя епископ Кавказский и Черноморский святитель Игнатий Брянчанинов последние годы своей жизни провел в Николо-Бабаевском мужском монастыре в Ярославской области. До самой кончины в 1867 г., в течение шести лет после оставления им Кавказа, тяжелобольной епископ и в своей последней обители продолжал беззаветное служение вере православной, процветанию иноческих обителей. Найдя эту обитель в долгах, без заготовок хлеба и дров на зиму, он пролает драгоценный подарок императрицы - панагию и вырученные за нее деньги жертвует на нужды монастыря...
Более чем через 120 лет, в 1988 г., мощи святителя Игнатия Брянчанинова были обретены в Николо-Бабаевском монастыре, в то время бездействовавшем, и перенесены в Толгскую обитель - с 1987 года первый женский монастырь в России, открывшийся после десятилетий атеизма. Отныне на поклонение к святым мощам епископа Игнатия едут в любой день паломники, вдохновленные жизненным подвигом и аскетическими трудами этого светильника православной церкви.
Частица мощей святителя Игнатия в специальном ковчеге хранится и в Свято-Андреевском кафедральном соборе Ставрополя. Многие наши земляки помнят, как 12 августа 1994 г. ковчег был доставлен в аэропорт, затем внесен в храм Всех Святых, во земле Российской просиявших, села Шпаковского (ныне г. Михайловск), потом в Успенский храм г. Ставрополя. Здесь мощи, пробыли ночь, а утром 13 августа торжественно перенесены крестным ходом в кафедральный собор, где службу вел сам Святейший патриарх Алексий II.
Сначала прославленный как местночтимый святой, в 1990 г. Поместным собором РПЦ в числе прочих подвижников для всероссийского церковного почитания к лику святых был причислен и святитель Игнатий - "подвижник благочестия, автор многочисленных творений, аскет и учитель христианской жизни". В месяцеслов Русской православной церкви имя святителя Игнатия вошло с титулом "Ставропольский", так как в Ставрополе была единственная в жизни святителя кафедра, и отсюда он ушел на покой.
Хотя до сих пор известно сравнительно мало о деятельности епископа Игнатия на Кавказе, тем не менее почти пять лет управления его Ставропольской кафедрой принесли значительные плоды в укреплении православия на Северном Кавказе Епископа Игнатия в молодости знали блестящим военным инженером, выпускником Главного инженерного училища Санкт-Петербурга, пансионером великого князя Николая Павловича. Он был наделен незаурядными способностями в науках (философии, языкознании) и искусстве, был принят в доме президента Академии художеств и члена Государственного совета Александра Оленина в качестве подающего большие литературные надежды чтеца-декламатора и там же замечен Пушкиным, Батюшковым и Гнедичем.
В своей книге "История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России" митрополит Гедеон пишет, что по натуре своей святитель Игнатий был бессребреник, человек строгой аскетической жизни, вынужденный занимать средства на дорогу как в Ставрополь, так и покидая его. Изысканность и красота манер, тщательность в одеяниях, яркость и вдохновенность проповедей, пышность архиерейских служб характеризовали святителя Игнатия как человека незаурядного и порой вызывали непонимание либо зависть современников. Но владыка требовал, чтобы богослужение во всех храмах епархии "совершалось духовенством истово, благоговейно, неспешно и проникновенно". Епископ Игнатий постоянно заботился о повышении уровня духовной культуры учащихся Ставропольской семинарии, воспитании детей духовенства в епархиальных училищах, большое значение придавал строительству храмов. При владыке Игнатии в 1859-1860 гг. при Казанском кафедральном соборе в Ставрополе была построена по проекту архитектора Воскресенского грандиозная колокольня с колоколом, весившим 523 пуда. "Пятиэтажная колокольня с позолоченным куполом была видна за десятки верст, служа как бы светоносным христианским маяком на необозримых просторах Кавказской епархии", - писал известный краевед Г. Прозрителев.
Памятниками архипастырской деятельности святителя Игнатия на Северном Кавказе стали величественный Спасский собор в Пятигорске, замечательный каменный храм в селе Новогригорьевском Ставропольской губернии. В первый год по прибытии в Кавказскую епархию владыка Игнатий посетил Кизляр и Моздок, в Пятигорске совершил торжественное освящение грота Большого Провала, ставшего доступным для лечения и обозрения благодаря пробитому тоннелю.
В 1859 г. владыка Игнатий, открывая в Ставрополе Иоанно-Мариинский женский монастырь, произнес прекрасное, прочувствованное слово о значении монашества. Именно к этому времени святитель Игнатий прославился как наставник русского иночества. Его вдохновенными сочинениями с тех пор руководствуется все наше монашество. Не имея высшего духовного образования, владыка Игнатий прошел путь от послушника до игумена, изложив с большим блеском свои аскетические воззрения во многих духовных произведениях, наибольшей известностью среди которых до сих пор пользуются его "Аскетические опыты" и "Отечник". Будучи ревностным иноком, несшим бремя епископства как послушание церкви, святитель Игнатий всей душой стремился к безмолвию монастырской жизни. Поэтому слова его проповеди при открытии Иоанно-Мариинского монастыря, преобразованного из общины, проникнуты особой светлой радостью.
Но вернемся к другому монастырю - Толгскому. Кстати, он так называется по имени речушки Толги, на месте впадения которой в Волгу в 1334 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери. Случилось это 21 августа по новому стилю. С тех пор этот день считается днем рождения обители: тут же были призваны мастера, и вместе с епископом люди рубили лес, строили первый храм для иконы, кельи для иноков.
Толгский монастырь древнее Валаама, Соловецкого монастыря, Троице-Сергиевой лавры. Чуть более десяти лет осталось до его 700-летия.
В годы советской власти монастырь просуществовал до 1928-го (на восемь лет дольше ставропольского Иоанно-Мариинского). Были сброшены колокола, сняты кресты, утрачены древние фрески в храмах, практически разрушена Крестовоздвиженская церковь, превращенная в клуб. На территории монастыря разместили колонию для малолетних преступников: с колючей проволокой, решетками, окошками в дверях, осквернением росписей. Следы всего этого видны и до сих пор, хотя уже 13 лет как началось восстановление монастыря.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев