ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.35, 15 сентября 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

"МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ!". ИМЕННО ЭТО СКАЗАЛ ЕПИСКОП СЕМИНАРИСТАМ
Евгений Коаров
Новые известия, 12.09.2000, с.4

1 сентября начался учебный год. В том числе и в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), о необычном скандале в которой "Новые Известия" писали 23 июня ("Очерки современной бурсы"). Впервые в истории Русской православной церкви (РПЦ) в духовной академии разгорелся настоящий студенческий бунт.
Ректор, епископ Константин, решил вопреки местному общественному мнению рукоположить во священники своего любимца - студента Игнатия Тарасова. Когда-то священников избирал народ. Сейчас эта традиция прочно забыта - по крайней мере в православной церкви, так кичащейся своей верностью преданию. Однако некие рудименты соборности (приблизительный светский аналог - демократия) все же остались. В РПЦ сегодня действует такой порядок: чтобы в священники не попадали недостойные люди, каждую кандидатуру должен рассматривать либо епархиальный совет духовенства, либо (в учебных заведениях) воспитательское совещание. Так вот, воспитательское совещание СПбДА отклонило просьбу Игнатия Тарасова о рукоположении во священника: дело в том, что он по совместительству работал помощником инспектора (институт инспекторов создан для надзора за студенческой нравственностью: вроде как своеобразные замполиты) и, поговаривают, брал со студентов по 50 или 100 рублей за то, чтобы не отмечать их отсутствующими на богослужении. Проще говоря, был стукачом. Студенты и преподаватели считали его заносчивым карьеристом.
Питерская академия всегда считалась в РПЦ более свободолюбивой и демократичной, особенно по сравнению с Московской. Но ректора епископа Константина, назначенного туда не очень давно откуда-то из Белоруссии, эти питерские традиции не особо интересовали. Вопреки мнению педагогов и студентов, он рукоположил своего осведомителя в сан священника. Такое в СПбДА было впервые.
Во время совершения таинства и произошло самое главное. В полном соответствии с канонами древней церкви студенты вместо "Достоин!" воскликнули: "Недостоин!" ("Анаксиос"). Дело в том, что чин рукоположения священника сохранил остатки древнего церковного порядка: два диакона берут под руки посвящаемого и, обращаясь к народу, говорят: "Повелите!". А народ (или хор от его лица) должен петь: "Достоин!" (Или по-гречески: "Аксиос"). Если же провозглашается: "Недостоин", то согласно церковным правилам рукоположение должно быть прекращено или не признаваться действительном. Однако ректор опять не внял народу и со словами: "Я не Понтий Пилат, чтобы слушать толпу!", довел таинство до конца.
Дело получило огласку: ректор первый дал интервью прессе, назвав проявление соборности и народовластия в СПбДА "бурсацким хулиганством". Все лето в академии искали зачинщиков: епископу Константину произошедшее показалось угрозой собственной начальственной власти. Заручившись поддержкой патриарха, молодой ректор решил искоренить крамолу. Зачинщиками были назначены студент Андрей Пинчук (осмелился рассказать об инциденте журналистам ведомственной церковной газеты) и студент Дмитрий Шорин. Первый был выгнан еще в мае. Второй получил лаконичную телеграмму ("Вы отчислены из состава учащихся. Документы высланы почтой. Ректор") перед самым 1 сентября. Оказывается, за лето несколько доброхотов дали на него "показания". Уже после 1 сентября один за другим получили такие же лаконичные телеграммы ("тропари" на семинарском жаргоне) еще четыре студента: Денис Левыкин, Виктор Мельник, Владимир Собченко и Ткаченко. Все они характеризовались ранее как способные учащиеся, а двое из них были уже переведены на выпускной курс. Расправа над студенческим свободомыслием набирает ход. Вдохновлял же смутьянов, по мнению ректора, классный наставник Шорина, преподаватель диакон Александр Мусин. Он довольно известен в Питере: за два года создал при СПбДА музей церковной археологии, наладил сотрудничество со светскими музейщиками, которые называли Мусина "одним из немногих трезвомыслящих людей в епархии" (напомним, что из-за Казанского собора, где располагался Музей истории религии, взаимоотношения питерского духовенства и музейщиков весьма не просты). Теперь музей в академии закрыт (вот где крамола-то притаилась!), а диакон уволен без права работы в Санкт-Петербургской епархии кем бы то ни было.
Все происшедшее можно было бы посчитать внутриведомственным делом РПЦ. Однако не стоит забывать, что каждое лето десятки священнослужителей, подобных питерскому Игнатию Тарасову попадают на приходы по всей России и начинают воспитывать и учить паству - нас с вами и наших детей. Учить тому же, чему их научили отцы-ректоры в семинарии.
Когда с работниками патриархии заводишь разговор о выборности духовенства, обычно звучат возражения: мол, народ наш глуп и не образован, таких понавыбирает... Пусть уж лучше назначат, и все. Но точно такой же "глупый" народ заседает не только в светских органах местного самоуправления, но и выбирает наставников в мусульманских и протестантских религиозных общинах России. Есть опыт выборности духовенства и в православной церкви, правда, в Финляндской, некогда окраинной части РПЦ.
Совсем недавно в РПЦ проходил архиерейский собор, приуроченный к 2000-летию христианства. Перед собором оклеветанные "зачинщики" питерского бунта написали письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой провести объективное расследование. "Я искренне хотел разобраться, что же произошло в академии. А два петербургских архиерея совершенно не захотели разбираться. Им все было ясно с самого начала. Истина их не интересовала. А может быть, они просто побоялись встретиться с юношами и девушками, которые не хотели, чтобы их пастырем был человек непорядочный" - эти убийственные слова написаны не студентом, а священнослужителем и педагогом, много лет отдавшим служению церкви. Когда же он попросился на прием к своему архиерею, то тот в лучших совковых традициях так ему и сказал: "Меня не интересует, что вы думаете".
Теперь питерские "зачинщики" апеллируют к церковному суду -в уставе РПЦ упоминается такой орган специально для разбора подобных ситуаций, где светское трудовое законодательство бессильно. Однако суд этот уже десять лет как не создается, даже не написан его регламент. Более того, нарушая принцип независимости судебной власти, архиерейский собор принял решение передать полномочия церковного суда исполнительной ветви церковной власти: епархиальному совету Круг справедливости замкнулся.
На архиерейском соборе, прошедшем в помпезном зале под храмом Христа Спасителя, звучал и доклад о состоянии духовного образования. Ни слова о печальном событии в Санкт-Петербурге там не было. Зато центральное место отводилось количественным показателям ("речь идет об уменьшении числа рукоположении среди учащихся") и борьбе с другими христианами - за "чистоту православия": "В настоящий момент, когда происходит решительная битва за спасение России от лжедуховного иноземного ее порабощения, от духовных школ зависит многое. Они... должны дать... подготовленные кадры, без которых церковь будет неуклонно терять свой авторитет, и русский народ окажется во власти подготовленных проповедников инославия, иноверия и безверия. И если православные школы не получат поддержки, то мы окажемся неподготовленными перед серьезнейшим вызовом, брошенным РПЦ" - сказано с высокой трибуны.
В работе собора участвовали больше 150 епископов, но абсолютно все решения были приняты единогласно открытым голосованием - даже по такому спорному вопросу, как канонизация царской семьи. Это мертвящее единодушие при отсутствии дискуссии не удивляет. Ведь все участники собора учились в семинарии, подобной питерской. И они хорошо знают, чего может стоить в РПЦ особое мнение. 52 процента единодушных голосов на президентских выборах - это для церковных технологов не результат: меньше ста у них не бывает.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев