ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.36, 21 сентября 2000.
Содержание выпуска:

Содержание выпуска.

УБИВАТЬ С ЛЮБОВЬЮ?
Яков Кротов
Московские новости, N37, 19.09.2000, с.4

Существует легенда о проклятии, наложенном на храм Христа Спасителя игуменьей монастыря, снесенного ради его строительства. Вот и торжественное освящение храма, соединенное с Архиерейским собором, совпало с гибелью подводной лодки "Курск". Полтораста архиереев отслужили молебен о спасении моряков - не помогло. Разумеется, нет такого проклятия, которое нельзя было бы преодолеть Духу Божию. Единственное, что непреодолимо даже для Творца, - это человеческая воля. И если эта человеческая воля направлена на розыск врагов, то Бог бессилен - все будет истолковываться в угоду агрессивности. Яркий образчик этого дали "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые Архиерейским собором. Видимо, над концепцией трудился большой коллектив, в котором, по закону вероятности, оказались и грамотные, миролюбивые люди - пусть и в меньшинстве. Лучше всего это заметно на разделе: "Война и мир". Сюда включено вполне грамотное изложение католического учения о критериях справедливой войны. Чтобы осудить любую войну, достаточно одного-единственного критерия - и он обозначен в "Основах": "Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника". Однако все антивоенные доводы перекрывают такие рассуждения: "В иконографии Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему... Христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого".
Разумеется, ни малейшего практического значения высказанные здесь идеи не имеют, потому что не было, нет и не будет в реальной жизни солдата или офицера, убивающего с любовью. Но каков способ богословствования, напоминающий гадание на картах. Выпал белый конь с черной гадюкой - дорога на фронт, а выпадет икона "Богоматерь - Умягчение Злых сердец" - тогда иди с антивоенными лозунгами.
Вышел конфуз и со смертной казнью. В одном месте концепции написано: "Сегодня многие государства отменили смертную казнь... Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести. Церковь приветствует такие шаги государственных властей".
Другие люди выступают в защиту смертной казни: "Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви". Это - неправда. В Новом Завете есть Крест Христов - достаточное указание на необходимость отмены смертной казни. Достаточно одной такой "судебной ошибки", как казнь Сына Божия! Берите пример с Того, в Кого веруете. Сказал: "Не убий" - и поставил точку.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев