РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.36, 21 сентября 2000.
Содержание выпуска:
Содержание выпуска.
ФРАНЦИСКАНСКОЕ МОНАШЕСТВО В РОССИИ
Светлана Кириллова
"Посиделки на кухне запрещаются", Московские новости, N36, 12.09.2000, с.16
На кухне францисканского монастыря в Москве корреспондент "МН" Светлана Кириллова беседует с потомком донских казаков Николаем Дубининым, ставшим первым за последнее столетие российским монахом францисканского ордена
Католические ордена в России - пасынки российской культуры. В соответствии с политической конъюнктурой их то приглашали, то гнали прочь из Российской державы. Между тем сегодня, как и столетия назад, многие россияне именно в них ищут ответа на вопросы: что такое Россия и какова миссия западной культуры в нашей стране?
...Обитатели домов близ Тишинского рынка в центре Москвы вряд ли подозревают, что несколько лет рядом с ними, на первом этаже жилого дома, живет своей жизнью францисканский монастырь. Снаружи он напоминает средней руки офис. Приметы те же: решетки на окнах, железная дверь и переговорное устройство рядом с дверью. В принадлежащей ордену сдвоенной квартире имеются: пять келий монахов, трапезная, кухня, комната издательства, комната для гостей и, наконец, часовня. В часовне каждый день служат мессу. Монастырь находится в юрисдикции Варшавской провинции ордена францисканцев. На сей день обитают в нем два настоящих поляка - отец-настоятель Григорий и брат-эконом Христофор. Все остальные обитатели монастыря - ребята из России и стран СНГ.
Помещения для монахов отделены дверью с красивой табличкой "Затвор". Суровейший регламент, составленный настоятелем монастыря Григорием Церохом, гласит: "Посиделки на кухне запрещены!" Также запрещено "принимать гостей после 11 вечера", "входить в затвор без стука" и "открывать дверь и вызывать монахов криком". Совет поистине бесценный. Кричите под дверью сколько угодно: все равно никто не услышит. В затворе - раскаты смеха. Это у будущих монахов идут уроки.
Из современных рекомендаций францисканским монахам: "Умей посмеяться над собой и над своими предложениями, не принимай слишком серьезно собственные возможности и свою готовность спасти мир" ("Францисканский капитул").
- Многие монашеские ордена раздражало то, что францисканцы много смеются. Смех во время занятий - это в порядке вещей?
- Радость - это не только францисканская харизма, это еще и естественное явление молодости, - говорит брат Николай. - У нас пока нет, как в других монастырях, проблем со старшим поколением: нет стареньких монахов, за которыми ухаживают молодые монахи. У нас самый старший - отец Григорий, ему еще нет и сорока лет. Кроме того, в монастыре каждый год сменяется младший слой общества: ребята, готовящиеся к принятию обетов, уезжают в францисканский монастырь св. Антония в Петербурге, где учатся в семинарии "Мария- царица апостолов". Запираться в монастыре и никуда не выходить - это не в правилах францисканского ордена. Братья ордена в ХIII веке перестали ждать, что к ним придут, и сами пошли в народ. Поэтому францисканцу необходимо много знать и уметь. Все, кто приходит в монастырь, начинают учиться. Занятия у них четыре раза в неделю. Предметы разные: история философии, история церкви, основы францисканской духовности, катехизис. Языкам мы уделяем большое внимание: один из главных курсов у них здесь - итальянский язык, потому что наш орден корнями из Италии. Потом идет польский язык... Когда двадцать четыре часа в сутки вместе и знаешь каждого, знаешь, как не обидно над ним пошутить... А наша жизнь такова, что один из наших воспитанников сказал: "Если не смеяться - обязательно сойдешь с ума".
Из рекомендаций современным францисканским монахам: "Избегай изображать из себя духовного отца, учителя или психолога" ("Францисканский капитул").
- Вы напрасно думаете: если католический монастырь в России - все должно быть иностранное, например, польское, - говорит брат Николай. - В каждой стране культура народа, культура страны накладывают отпечаток на общие традиции францисканского монашества. Мы вот мечтаем купить себе на кухню русские деревянные ложки. Чтобы все приезжающие иностранцы видели: они приехали во францисканский монастырь именно в Россию...
- Место разговоров о главном в России - кухня. Значит, будем о главном. Вы самый первый францисканский монах в России?
- В двадцатом веке - да. Но сохранилось свидетельство, что еще в далеком прошлом епископом на Северном Кавказе был францисканец Мартин Русский.
Из казаков - в монахи
- Многие богословы доказывают, что мироощущение западного и восточного христианства абсолютно несоединимо. Если им верить, у россиянина, принявшего обеты в католическом ордене, неизбежно меняется мироощущение. И как?..
- Россиянином я себя ощущаю, так же, как ощущаю потомком донских казаков. Я родился и жил недалеко от Ростова-на-Дону в шахтерском городе Новошахтинске. Дед был донским казаком. Известно, что донские казаки привозили себе жен либо из Турции, либо из Калмыкии, либо с Запада. Вот и бабушка моя - белоруска из Польши. А прабабушка, говорят, была турчанкой. Мама - полька из нынешней Западной Белоруссии. Со стороны мамы семья католическая, отец по крещению - православный. Мне близка русская культура: все хорошее, что в ней есть, я воспринимаю и чувствую как часть своей души. Но я не считаю, что это единственно приемлемая для меня культура.
- У российских историков культуры стало общим местом, что францисканская духовность, с ее проповедью нестяжания и любви к природе, состоит в самых близких отношениях к русской духовности... Так ли это?
- Да, это две очень близкие духовности. Я теперь лучше понимаю, что францисканцам есть что сказать и есть зачем быть в России. Жить по Евангелию, строить мосты между людьми, развивать францисканскую харизму среди россиян - прежде всего среди тех людей, которые хотят ее воспринять. Это не прозелитизм, не вербовка, не зазывание, это - стремление делиться.
- Приходилось ли сталкиваться в России с враждебным отношением?
- Нет. Когда идешь по улице в одежде францисканского монаха, люди смотрят с уважением к неизвестному. Они не знают, кто ты, но им понятно, что ты - духовное лицо. А духовных лиц в России уважают.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев