ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.38, 6 октября 2000.

Содержание выпуска.

ДИАЛОГИ В МЕЧЕТИ
Беседовал Виктор Денисов
"Осилим ли дорогу согласия", Щит и Меч (Москва), 28.09.2000, с. 5

В Духовном управлении мусульман Европейской части России Фарид АСАДУЛЛИН возглавляет отдел науки и связей с государственными службами Российской Федерации. В стенах Московской соборной мечети мне доверительно сообщили, что Фарид "правая рука" председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина - видного ученого-богослова с мировым именем, ставшего недавно действительным членом Международной академии духовного единства народов мира. Фарид Асадуллин искренне убежден, что понятия ислам и экстремизм абсолютно несовместимы...
- Фарид Абдуллович, как вы оцениваете нынешнюю обстановку в Чечне?
- Мусульманское духовенство чрезвычайно озабочено положением дел на Северном Кавказе. Мы категорически против любых проявлений экстремизма, терроризма, радикализма и фанатизма. Действия бандитов абсолютно не соответствуют духу нашего учения, духу Корана. И тем не менее мы призываем не к войне, а к мирным переговорам с авторитетнейшими людьми Чеченской Республики за одним столом с не менее авторитетным мусульманским духовенством. Надо искать новые пути решения заходящей в тупик проблемы, максимально используя при этом исламский фактор. Нельзя недооценивать то обстоятельство, что наша религия содержит в себе мудрую многовековую методологию решения конфликтных ситуаций. Верующие люди всегда могут договориться - это аксиома. Нужно только желание и немного терпения...
- Муфтий Чечни Ахмат Хаджи Кадыров стал главой администрации республики. Насколько это совместимо с религиозными убеждениями? Я, например, не представляю себе патриарха Алексия II в роли губернатора или представителя Президента России в регионе.
- В этом отличие ислама от христианства. Мы не отделяем светское от духовного, мирское от сакраментального. Ислам, как универсальная религия, охватывает все стороны жизни людей. Это нормальное явление, и в исламском мире переход от религиозной деятельности к светской, и наоборот, происходит сплошь и рядом.
Кроме того, Кадыров, прежде чем сделать столь серьезный шаг, подробно обсуждал его в Совете муфтиев России и с председателем муфтием Рави-лем Гайнутдином. Если учесть, что сопредседателями совета являются муфтии соседних с Чечней республик, то надо признать назначение Кадырова хорошо подготовленным. Мы прекрасно знаем, "кто есть кто" среди духовенства Северного Кавказа, и готовы предложить свои услуги в качестве одной из миротворческих сторон. 29 сентября Совет муфтиев России соберется в Казани, где будет обсужден вопрос стабилизации обстановки в Чечне, выработаны общие, единые рекомендации для верующих, призванных помочь другим верующим. Главный принцип, как и в медицине, "не навреди".
Тревожит лишь то, что появляются люди, не отягощенные глубокими познаниями ислама, но пытающиеся выступать от его имени. Это страшно. Страшно, когда, скажем, недоучившийся на мелиоратора Шамиль Басаев берет на себя роль выразителя интересов мусульманского сообщества...
- А что представляет из себя чеченская диаспора в Москве, и каково ее влияние на события в республике?
- По нашим наблюдениям, сегодня в столице сосредоточена значительная часть чеченской интеллигенции. Многие и в советское, и в постсоветское время занимали и занимают серьезные позиции в общественной деятельности. Есть и удачливые предприниматели. Словом, в диаспоре состоит наиболее активная часть чеченского народа. А поскольку родственные связи на Кавказе достаточно сильны, то, конечно же, слова и дела москвичей имеют высокую цену. Кстати, уместно сказать об историческом факте: много десятилетий исламский мир в Москве был представлен в основном этническими татарами. Наши отцы и деды приходили в мечеть, где богослужение проводилось на татарском языке. Теперь же, с появлением большого количества иммигрантов с Кавказа (азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев, ингушей), перед руководством Совета муфтиев встают новые проблемы. И одна из них -языковой барьер. Использование татарского языка в богослужении всегда было нормой. Сегодня же нам на помощь пришел русский язык как язык интернационального общения мусульман. Он понятен всем. И религиозные обряды в мечетях, и проповеди, и комментарии к ним озвучиваются на русском языке, что, по нашим наблюдениям, находит поддержку у мусульман всех национальностей.
- Фарид Абдуллович, все религии, существующие на территории России, по определению носят мирный, доброжелательный и высоконравственный характер. Откуда же появляются лозунги "убей неверного"? Кто пытается придать конфликту в Чечне религиозный характер, столкнуть православие с исламом?
- Ваша тревога обоснована. Такая опасность реально существует. Есть и политические силы, которые это открыто провоцируют. Мы исходим из того, что ислам - кладезь незыблемых общечеловеческих истин и ценностей. Но суть десяти библейских заповедей одинаково близка и понятна и христианству, и исламу, и иудаизму. В этих религиях вообще много общего. Все основано на вере в единого Бога. Это главное. Все остальное переходит в чисто богословскую область. Отдавая должное тому, что православие всегда имело в России глубокие корни, что 80 процентов населения традиционно исповедует христианство, мы не принижаем значения и ислама, и иудаизма. Мы за то, чтобы внутри религий шел интенсивный богословский диалог, и мы всегда готовы поддерживать и развивать движение навстречу друг другу. Созданный в 1998 году по инициативе Патриарха Всея Руси Алексия II, муфтия Равиля Гайнутдина и раввина Шаевича Межрелигиозный совет призван способствовать сближению и лучшему взаимопониманию представителей разных монотеистических религий.
Главная беда - профанация веры, воинствующий формализм. Человек умеет совершить намаз, сотворить молитву, а в душе - ксенофобия и нелюбовь к ближнему. Внешне - верующий, а внутренне - пещерный мыслитель. Необходимо серьезное образование верующих. Вера - это в первую очередь знания. Проблема касается всех конфессий - и христиан, и иудеев, и буддистов... Чем ближе мы подойдем к истинному пониманию смысла своей жизни, тем дальше будем уходить от возможных конфликтов и разделения людей по религиозному признаку. В российском обществе заложен огромный потенциал противостояния тем, кто хочет поссорить религии и ослабить Россию.
- Как вы относитесь к тем, кто меняет свои религиозные убеждения? Еще со времен афганской войны некоторые славяне принимали ислам, а мусульмане становились христианами. Можно ли доверять таким людям?
- Хочу предостеречь вас от обобщений. Это очень деликатная тема, она требует очень осторожного, индивидуального подхода в каждом отдельном случае. За свои поступки человек ответственен перед Богом. Если люди меняют веру по искреннему убеждению - это одно. Если в основе решения лежит корысть, соблазн - совсем другое. Цена человека - его поступок. Я, например, лет десять знаю одного священника Русской Православной Церкви, который не так давно принял ислам. Я видел, как мучительно, но праведно он шел к этому, и я верю ему. Хотя сам он и не относит себя к традиционным мусульманам - он просто верит в то, что Бог для всех один...
- Фарид Абдуллович, много лет назад мне посчастливилось встречаться с Михаилом Шолоховым: В приватной беседе он тогда с сожалением констатировал, что в былые времена люди шли к известным писателям и общественным деятелям за советом: как жить, на что надеяться, что есть правда. А позже, уже в нашем недалеком прошлом, ходоки из народа просили у писателя машину шифера или вагон кирпича... А с чем приходят люди к вам в мечеть?
- И за тем, и за другим. Такова жизнь. Чаще всего рассказывают о трудностях, с которыми не могут справиться в одиночку, и хотят услышать совет. Кому-то надо помочь обустроиться на новом месте, кому-то найти родственников, поместить члена семьи в больницу. И мы помогаем по мере возможности тем, кому вообще-то должно помогать государство. Благодаря авторитету муфтия Равиля Гайнутдина и благотворительных акций состоятельных единоверцев удается кое-что сделать.
Общаясь с верующими, мы видим, что будущее России напрямую зависит от взаимопонимания представителей разных наций, различный конфессий. От того, как они будут строить отношения между собой, зависит и достоинство государства. На территории страны проживает более 170 народов. И если они сохранили сегодня свою индивидуальность и генетическую идентичность, значит, на то воля Божья. И мы, независимо от вероисповедания, обязаны жить в мире и согласии, беречь и приумножать все, что дано нам свыше...

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев