ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.38, 6 октября 2000.

Содержание выпуска.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ И В ДАГЕСТАНЕ НЕ ПРОЙДЕТ
Аслан Магомедов
Дагестанская правда (Махачкала), 12.09.2000, с.1-2

Год назад отряды религиозных экстремистов и международных террористов напали на Дагестан с территории соседней Чечни. Их целью было военной силой устранить конституционную власть в республике, отторгнуть ее от Российской Федерации и вопреки ясно выраженной воле дагестанского народа создать свое государство, в котором вся жизнь определялась бы экстремистской идеологией ваххабизма. Но наши враги просчитались -дагестанцы решительно выступили против мракобесия и насилия, прикрываемых учением "чистого" ислама. Победу обеспечили в первую очередь тесное объединение сил всего нашего народа, всецело поддержавшего свою законную власть, и духовенства республики, стоящего на позициях традиционного ислама, а также огромная помощь вооруженных сил страны в разгроме и изгнании бандформировании с дагестанской земли. Ваххабиты потерпели сокрушительное поражение, однако и сегодня не прекращаются их попытки силой навязать себя и взять реванш. Их новая тактика - тайно распространяя свое учение, постараться изнутри разложить дагестанскую мусульманскую общину, а затем открыто, вновь силой захватить власть. Потому важно противопоставить этим коварным планам эффективную идеологическую работу но разоблачению ваххабизма как опасною экстремистского учения, ничего общего не имеющего с подлинными интересами дагестанского народа.
Большую работу в этом направлении вместе с Духовным управлением мусульман республики проводит Комитет Правительства РД по делам религий. Наш корреспондент встретился с его председателем А.М. Магомедовым.
- Ахмед Магомедович, какова сегодня религиозная ситуация в республике?
- Религиозная ситуация остaeтся непростой. Как уже отмечалось, немногочисленные сторонники ваххабизма после сокрушительного разгрома их военной авантюры ныне, действуя, как правило, подпольно, стараются возможно шире распространить свои идеи религиозного экстремизма. С этими попытками борются как органы государственной власти -напомню здесь, что в Дагестане ваххабизм и другие экстремистские учения запрещены законом нашей республики, так и абсолютное большинство духовенства во главе с Духовным управлением мусульман, стоящее на позициях традиционного ислама. Совместная работа, должен сказать, во многом приносит свои положительные результаты. Свидетельство этому то, что ваххабитам не удается сколь-нибудь заметно расширить свое влияние среди верующих мусульман республики. Тем не менее они не оставляют изощренных попыток навязать в Дагестане религиозный экстремизм.
Среди других негативных факторов, воздействующих на осложнение религиозной ситуации, я бы отметил опасность, исходящую от той части мусульманской молодежи, которая прошла обучение в экстремистских центрах за границей и ныне постепенно возвращается в республику. Такое стало возможно в начале 90-х годов, когда в результате начавшихся процессов демократизации нашего общества были устранены многие имевшиеся до этого необоснованные ограничения на свободу выезда в зарубежные страны. Тогда немало молодых ребят, желая получить религиозное образование, попало в сети экстремистов, официально именующих себя различными исламскими университетами. Сегодня, после окончания учебы, они начали возвращаться домой. Конечно, и это хочу особо отметить, не вся мусульманская молодежь, обучавшаяся за границей, подпала под влияние ваххабизма, но в любом случае мы вместе с ДУМД, считаю, должны быть готовы и к такому повороту событий, тем более что органы власти располагают достоверными сведениями, что часть молодых дагестанцев действительно обучалась в экстремистских центрах. Понятно, что непринятие всесторонних упреждающих мер было бы непростительной ошибкой.
- В Дагестане, наряду с мусульманами, живут последователи иных религий. Есть ли с их стороны действия, негативно воздействующие па общую религиозную ситуацию в республике?
- Из иных конфессий в нашей мусульманской республике наиболее многочисленная - христианская. И должен сказать, что со стороны верующих православной церкви, равно как и других христианских организаций, в том числе и нетрадиционных, особых проблем нет. Это не значит, что все и всегда там, так сказать, безоблачно, но религиозному экстремизму, представляющему одно из главных опасностей для мира, стабильности и территориальной целостности как Дагестана, так и всей России, дагестанские христианские и иудейские организации не привержены. Это однозначно.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев