РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.38, 6 октября 2000.
Содержание выпуска.
"ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ - ПРОСВЕЩЕНИЕ"
Юрий Егоров
Содружество НГ, N8, 27.09.2000, с.4
Глава Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви архиепископ Владимир уверен, что сотрудничеством с государствами Центральной Азии Россия оберегает себя от глобальных потрясений в будущем
Владыка, Советский Союз оставил нам в наследство религиозное невежество и межконфессиональную рознь...
- Да, сейчас мало кто понимает, что в таджикской и чеченской трагедиях повинен отнюдь не ислам, а тоталитарная секта ваххабитов, попирающая основы мусульманской религии. Необходимо уметь отличать ислам от его извращений. Различие между ветвями классического мусульманства - шиизмом, суннизмом, суфизмом - есть внутреннее дело мусульманского мира. Но существуют азбучные положения ислама, позволяющие установить: экстремизм является антимусульманским явлением даже в большей степени, чем антихристианским.
- Что именно вы имеете в виду?
- Терроризм - преступный метод политической борьбы, известный с глубокой древности. Античный пример теракта - убийство Юлия Цезаря. В новые времена террор приобрел особо злодейский характер - орудием его стали взрывчатые вещества, при употреблении которых неминуемы случайные жертвы - невинные люди. Хуже того, террористы стали сознательно убивать невинных с целью запугивания общества. Российские "бомбисты" XIX века, "красные бригады" в Европе, североирландские и баскские сепаратисты к исламу отношения не имеют. В арабском мире терроризм появился вследствие ближневосточного конфликта. Однако никаких религиозных оправданий этому преступлению не существует. К христианскому императиву "Не убий!" Коран добавляет еще более грозное предостережение: "Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех". Террорист - убийца невинных - мусульманином не может быть.
Национализм был преодолен исламом еще на заре его существования. Как в христианстве "нет ни эллина. ни иудея, ни скифа", так в мусульманстве равноправны араб и перс, тюрк и пуштун.
К такому злу, как наркотики, ислам относится совершенно непримиримо. Аяты Корана, в которых говорится о "веществах, помрачающих разум", следует трактовать совершенно определенным "образом: наркомания приравнивается к самоубийству, а наркобизнес - к отравительству. Самоубийца-наркоман и тем более массовый убийца - наркоделец не могут считаться мусульманами.
Фанатизм есть искажение сознания верующих, вызванное религиозным невежеством. Не только в исламе, но и в любой религии появляются невежды-фанатики, следующие не основам веры, а призывам самозванных "вождей". И лишь человек, невежественный в области ислама, может служить организациям, занимающимся такими гнуснейшими, с точки зрения мусульманства, делами, как терроризм или наркобизнес, и при этом думать, что совершает некий мусульманский подвиг. Разжиганием фанатизма занимаются те, кто рвется к власти или ищет корысть и использует в своих темных целях слепую ярость обманутых невежд. Религия - дело небесное, политика - дело земное. Политические или своекорыстные спекуляции на религии - это страшное оскорбление Бога, которого мусульмане именуют Милостивым и Милосердным.
Ярким примером искаженного ислама является ваххабизм, мусульманская ересь, изобретенная в XIX веке неким Махаммедом Абд-аль-Ваххабом. Этот "Мухаммед-второй" явно считал себя равным основателю мусульманства Мухаммеду. По мнению Аль-Ваххаба, все, что происходило в мусульманском мире после "четырех праведных халифов", было "заблуждением и суеверием" - то есть. на протяжении тысячелетия ислама просто не существовало.
Ваххабизм сделался государственной религией Саудовской Аравии. В этой стране шииты низведены на уровень людей "третьего сорта". Запрещено преподавание всех четырех канонических форм суннизма, ханбалитского, маликитского, шафиитского и ханафитского махзабов. Суфизм объявлен "суеверием" и поставлен вне закона. В Мекке доходило до кровопролитных стычек между ваххабитами и шиитами. А при экспорте ваххабизма за пределы Аравии в нем проявились все черты преступной тоталитарной секты.
Ваххабизм - это модернизированный. "облегченный вариант" ислама: не нужно изучать тонкости мусульманского права, книги мусульманских мыслителей былых времен. Зато в качестве дополнения к образованию в Саудовской Аравии при ваххабитских мечетях обучают рукопашному бою. А в Пакистане, Афганистане, Чечне ваххабитские наставники стали обучать своих подопечных владению оружием, методике терроризма. проведению пыток.
В Пакистане вождь ваххабитов Усама бен Ладен заявил с телеэкрана: "Взрывы и смерть продолжаются. Мне доставляет удовольствие тратить деньги на то, чтобы неверных сдохло как можно больше, а я - человек небедный". Все содержание ваххабизма сводится к одному лозунгу: "Убей неверного!". Подобных призывов нет и не может быть ни в Коране, ни в другом классическом мусульманском источнике.
Вербуя сторонников, ваххабиты спекулировали на понятии "мусульманской солидарности". Однако теперь выясняется еще одна, тщательно скрывавшаяся тайна ваххабитов: они считают "неверными" приверженцев классического ислама, всех мусульман, не принадлежащих к их секте. Боевик из банды Джумы Намангани, захваченный в плен в Киргизии, показал на допросе: "При каждом нашем боевом центре есть мулла, проповедующий "чистый ислам" (т.е. ваххабизм). Мулла говорил нам, что террор необходим для "победы ислама" и что любой муфтий, имам, мулла, не принимающий "чистый ислам", должен быть физически уничтожен".
Для верующих мусульман ужасна сама мысль о покушении на представителя исламского духовенства. А для ваххабитов наставники классического ислама становятся первыми в ряду объектов террористической "охоты". По всей видимости, дело их рук - убийства муфтиев Дагестана и Таджикистана, ряд покушений на муфтия Чечни. Ваххабитами же совершены глобальные антиисламские преступления, не без их участия развязаны гражданские войны, в ходе которых погибли десятки тысяч таджикских, афганских, чеченских мусульман.
- Хочется прояснить еще одно обстоятельство. Происходит путаница понятий: фундаментализм, ваххабизм... Это явления одного порядка?
- Да, в выступлениях политиков и журналистов часто ставится знак равенства между такими прямо противоположными явлениями, как фундаментализм и ваххабизм. Эта путаница - от непонимания процессов, происходящих в мусульманском мире. Фундаментализм подобен русскому старообрядчеству, это попытка вернуть мусульманскую старину во всех ее реалиях. А ваххабизм при всех его разглагольствованиях о "чистом исламе" - это секта новейшего происхождения.
Даже президент России Владимир Путин говорит о "дуге исламского фундаментализма", хотя ему-то уж могли бы предоставить достоверную информацию. Фундаментализм, во всяком случае в настоящее время, для России и стран СНГ никакой опасности не представляет. Вот, например, фундаменталистский Иран - страна спокойная и вполне дружелюбная. Нет, речь должна идти не о "дуге фундаментализма", а о "треугольнике ваххабизма": Саудовская Аравия - Пакистан - талибский Афганистан.
В Саудовской Аравии были подготовлены подрывные элементы - ваххабитские эмиссары, проведшие в мусульманских регионах СНГ "кампанию по захвату мечетей", с вытеснением наставников классического ислама. На пакистанских базах были обучены боевики чудовищного режима талибов. захватившего большую часть Афганистана. Ваххабиты разжигали фанатизм в Таджикистане, и там разразилась братоубийственная бойня. Ваххабиты спекулировали на национальных чувствах чеченцев, и там вспыхнула война.
Атеистическое насилие в СССР привело к упадку исламской учености, поэтому мусульмане СНГ не сразу распознали угрозу, которую несет их религии ваххабизм, и поняли это лишь на горьком опыте. Увы, в России они не получили от государства никакой поддержки в борьбе с преступной сектой.
Когда ваххабиты попытались уничтожить одно из главных мест исламского паломничества в Чечне - зиярат Хеди, чеченские мусульмане вынуждены были противостоять им с оружием в руках. Еще в 1996 году в Грозном был созван Конгресс мусульман Северного Кавказа, призывающий "объявить ваххабизм вне закона и немедленно расформировать вооруженные группировки правоваххабитского характера". Однако за ваххабитов вступились юристы из Москвы, заявившие, что запретом этой экстремистской секты якобы нарушается "свобода совести". Московские законники решили, что разбираются в делах мусульман лучше, чем сами мусульмане. Самоуверенное невежество федеральных чиновников - вот главная причина второй чеченской войны.
Ваххабиты воспользовались предоставленной им свободой действий. Эмир ваххабитов в Чечне, саудовский араб Абдурахман издал "фетву" (иначе говоря, "благословение") на работорговлю и похищение людей с целью получения выкупа. Еще один саудовец - Хаттаб возглавил банды по подготовке террористов. Шамиль Басаев, получающий жалование лично от вождя ваххабитов Усамы бен Ладена, захватил реальную власть и сформировал армию. Вооруженные силы ваххабитов вторглись в мирный Дагестан. Российская Федерация оказалась перед лицом агрессивной военной силы, превозмочь которую можно было только военным путем. Результат известен: тысячи убитых, разбомбленные города, десятки тысяч беженцев. Таковы следствия свободы, предоставленной преступной религиозной секте.
Теперь правительство России наконец опомнилось - во главе Чечни встал просвещенный мусульманский лидер Ахмад-Хаджи Кадыров. Теперь нет сомнений в том, что победа близка. И это будет победа не федеральных войск, а чеченского народа, очищающегося от ваххабитского отребья.
Недавно Парламентская ассамблея Совета Европы на своей сессии обсуждала два вопроса: свободу Чечни и свободу гомосексуализма. Однако едва ли мусульмане в Чечне, да и где бы то ни было, станут приветствовать содомию. На самом деле западные "правозащитники" поддерживают не чеченцев, а ваххабитов. И очень показательно, что религиозное извращение оказалось в одном ряду с противоестественным пороком.
Древнее несторианство и современный ваххабизм - явления одного типа. Когда святой верой в Бога прикрываются ненависть, насилие, агрессия - нет гнуснее преступления в глазах Всевышнего.
- Думаю, некоторые из читателей "НГ", знакомясь с записью нашей беседы, удивятся: почему это православный архиерей так много говорит о мусульманстве? Полагаю, что еще больше они удивятся, если узнают, что архиепископ Владимир дружит с муфтием и ходит к нему пить чай.
- Да, у нас с муфтием разная вера, разные представления о Божестве, мы молимся порознь, но мы одинаково призываем свою паству к доброте, человеколюбию, разуму.
Как православный архиерей я знаю, что Богу омерзительна клевета. Можно не соглашаться с людьми других убеждений, но клеветать на них - преступление. В российских СМИ на каждом шагу именуют ваххабитских бандитов "исламскими радикалами", ваххабитских террористов - "исламскими боевиками". Это клевета на ислам! В Библии сказано: "Обличи мудрого - и возлюбит тебя, обличи безумного - и возненавидит тебя". Я обращаюсь к людям мудрым: прекратите клевету на ислам - это смертный и смертельно опасный грех.
Православие и ислам - это основные религии стран СНГ. От того, как сложатся отношения, зависят судьбы и Средней Азии, и России, и всего Содружества. Помешать тому, чтобы дружественную православию религию ислама представляли в образе врага - это православное дело огромной важности.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев