РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.39, 12 октября 2000.
Содержание выпуска.
ИСЛАМ - ДЕЛО ТОНКОЕ
Юрий Светов
Поиск, 29.09.2000, с.5
Михаил Пиотровский обычно выступает в прессе как музейщик - к примеру, ограждая возглавляемый им Государственный Эрмитаж от нападок лихих контролеров из Счетной палаты. Между тем по основной специальности он востоковед, член-корреспондент РАН, знаток мусульманского искусства, древней и средневековой истории Ближнего Востока. В свое время стажировался в Каирском университете, участвовал в археологических экспедициях на Кавказ, в Среднюю Азию и Йемен. Среди его научных работ книги "Южная Аравия в раннее средневековье", "Коранические сказания", статьи в энциклопедическом словаре "Ислам". Много сил он отдал, может быть, самой важной в своей жизни выставке "Земное искусство - небесная красота. Искусство ислама ", развернутой сейчас в Эрмитаже. Поскольку сфера интересов ученого смыкается с "горячей" политикой, с зоной многочисленных спекуляций на "исламскую тему", у "Поиска" возникла идея - подготовить с его помощью своеобразный ликбез по исламу...
- Михаил Борисович, вам не кажется, что российские политики любят страшилки? Сейчас таковой стал ислам в его фундаменталистской ипостаси. Россия и мусульманство соединены уже много веков. Почему именно в конце XX столетия мы стали так его пугаться?
- Страшилки любят политики всех стран. Ислам использовали как пугало еще участники крестовых походов. Они улучшали экономическое положение своих государств путем разграбления мусульманских стран, прикрываясь защитой христианских святынь. В конце XX века исчез коммунизм, понадобилась новая страшилка, чтобы оправдать существование слишком многих структур. Стереотипы западного мышления позволяют легко приспособить для этих целей ислам, благодаря чему происходящие в мире постоянные конфликты приобретают остроту как столкновение цивилизации с фанатиками. Для России же ислам - часть русской истории, через него мы приобщаемся к громадному азиатскому миру. Ведь та же Золотая Орда, с которой мы долгое время соперничали, была лишь кусочком Вселенной, в центре которой был Тимур -Тамерлан. На Западе этого не было, поэтому в корне неверно переносить их представления об исламе на российскую реальность. Противостояние Запада с мусульманским миром происходит отнюдь не по религиозным причинам, тем более недопустимы попытки превратить Россию в поле развития этого конфликта.
- Может быть, для кого-то ислам - орудие против православия?
- Православие много веков мирно сосуществует с исламом. Есть уникальный опыт совместной нормальной жизни православных и мусульман в Российском государстве. Замечу, кстати, что ключи от Храма Господня в Иерусалиме хранятся в мусульманской семье, поскольку различные христианские церкви никак не могут договориться между собой, кому их можно доверить.
- Значит, грядущего столкновения цивилизаций, по Хантингтону, все-таки можно избежать?
- Мир на всем протяжении истории состоит из многих цивилизаций. Было немало столкновений, но главная тенденция - различные цивилизации учатся сосуществовать, притираться друг к другу. Убежден, будущее за многополярным миром. Ответственность за предотвращение возможного цивилизационного конфликта лежит на политиках и интеллигенции. В том числе они не должны внушать людям страх перед мусульманским миром. И мировому сообществу кое-что можно было бы позаимствовать у России, где между составляющими страну самобытными цивилизациями нет имманентной вражды.
- По-вашему, Россия - ворота в исламский мир или один из многих перекрестков?
- Хотелось бы, чтобы наша страна стала воротами в этот многообразный мир. Однако главные ворота - Балконы, впрочем, до последнего времени, пока не вспыхнули вооруженные конфликты, мало кто помнил, что албанцы либо боснийцы - мусульмане. Древняя историческая часть Москвы - Арбат, что в переводе с арабского означает "предместье". Такова и роль России по отношению к исламскому миру. Наша страна - словно широкий тракт, принадлежащий обоим мирам, которые она соединяет.
- Будет ли правильным сказать, что Чечня стала проявлением на российской почве глобального цивилизационного разлома?
- Это преувеличение. Кавказ - особый мир, где веками в борении живут религии, цивилизации, культуры. Давайте посмотрим внимательнее, кто здесь соседствует. Тюрки и нетюрки. Мусульманские Чечня и Дагестан и православная Северная Осетия, шиитский Азербайджан, православная Грузия и монофизитская Армения, первой в Европе сделавшая христианство государственной религией. Это смешение делает Кавказ отражением всего многообразия процессов, происходящих но Земле, а тем самым и полигоном, где проверяются силы противоборствующих сторон.
- Что если нам составить краткий словарь основных понятий ислама? А то ведь на российской политической кухне употребляют многие слова, не понимая их смысла. Более того, решения принимают, базируясь на искаженных понятиях. К примеру, ставят знак равенства между "исламистом" и "бандитом".
- Начнем с исламизма, протестного, по сути своей, движения, которое объединяет людей, испытывающих чувство глубокой социальной ущемленности. Его идеологией является мусульманский фундаментализм - следование упрощенным принципам ислама, главные из которых эгалитарность и нетерпимость к собственным нарушителям религиозных норм. Между революционерами и бандитами грань провести непросто, тех же Арафата, Бегина, Кастро одни называли так, другие иначе. Общим у них является готовность жертвовать чем угодно ради осуществления своих идей. Блеск героизма придается идеологиям, где героизма нет ни грана.
Неверно толкуется и понятие "джихад" как война с неверными. У этого слова много значений. Смысл его - полная концентрация сил на делах веры. Всякая отдача себя делу есть джихад, в том числе и военный джихад: ситуация, когда "Отечество в опасности".
- Больше всего разноречивых толков о ваххабизме. Правы ли те, кто называет ваххабитов "пуританами ислама", исповедывающими аскезу, нестяжательство, уравниловку?
- Напомню, что пуритане не только создали Америку, но крушили картины и скульптуры в церквах Фландрии. Теперь о качествах, которыми будто бы можно характеризовать именно ваххабитов. Аскеза - принцип всякого фундаментализма - одновременно сопутствует мистицизму. Нестяжательство - доброе качество всякого мусульманина. В раннем исламе были очень ярко выражены уравнительные тенденции, подчеркивалась необходимость делиться с нуждающимися, запрет на ростовщические проценты. Любой фундаментализм означает возвращение к "социальным" началам религии.
Из четырех направлений суннитского ислама самое строгое ханбалитское, в XVIII веке его развил Мохаммед ибн Абдель Ваххаб, отсюда название "ваххабизм", течение в исламе не хуже и не лучше других. Отличие в строгом и буквальном следовании принципам ислама и отторжение тех, кто их не выполняет.
- То есть ваххабиты находят врагов среди мусульман?
- Существуют две линии распространения ислама: строгий фундаментализм (простая вера в простого Бога, строгий ритуал) и мистический ислам (суфийский), который исходит из того, что специальными упражнениями можно приблизиться к Богу через "прозрение".
Суфизм утверждался на периферии исламского мира, легко срастаясь с родовыми устоями. Так случилось на Кавказе, где есть система суфийских орденов. Суфизм в течениях накшбандия и кадирийя является традиционным исламом Кавказа. Ваххабизм борется с мистицизмом, преследует всякое отклонение от догмы, воспринимаемое как полное неверие. Для ваххабизма характерно буквальное понимание текста Корана. Сказанное в нем слово как тайна, которое будет понятно потом. Все эти особенности надо учитывать в общении с ваххабитами, а не демонизировоть это течение ислама. Кстати, ваххабитами их всегда называли чужие и враги. Это не строгий термин, и потому им можно обозначить почти любое политическое движение, как часто и происходит.
- Как трактует ислам взаимоотношения человека и Бога?
- Прямого контакта между человеком и Богом нет. Человек отвечает за содеянное сам, рассчитывая на милость Бога, выступая при этом кок часть единого целого - общины мусульман. В Коране все сказано, как надо поступать человеку, но за выбор вариантов поступков в ответе он сам.
- Нередко можно услышать, что грядет исламское Возрождение наподобие того, что было в Европе...
- Ислам - цивилизация и культура, которая имела свои взлеты и спады. Сейчас наблюдается подъем, происходит переосмысление во взаимодействии с другими культурами. Особое качество исламской культуры, благодаря которому у нее будет еще много взлетов, - ее универсализм. Она дает ответы на вопросы, возникающие в обществе, не разрушаясь при этом. Делает это не быстро, но зато ответ будет всегда!
- Возможен ли продуктивный диалог между исламом и православием, мусульманином и атеистом?
- Ислам и христианство - ветви одного дерева веры в единого и единственного Бога. Ислам и православие, как уже говорилось, имеют опыт сосуществования, без особого вхождения в диспуты о мировоззренческих проблемах. Активный диалог происходит между исламом и католицизмом, исламом и протестантизмом. Между мусульманами и атеистами могут быть и диалог, и понимание. Во Франции многие атеисты, к примеру, Роже Городи, принимают мусульманство.
Нашим политикам, которые берутся судить об исламе, о войне на Кавказе, можно дать совет читать книги как минимум Толстого.
Все мы люди, всем не чуждо человеческое, в том числе тем, в ком мы склонны видеть врага. Власть и общество обязаны находить общий язык со всеми живущими в России.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев