РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.41, 26 октября 2000.
Содержание выпуска.
ОТВЕТЫ МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ"
Автор не указан
Комсомольская правда, 24.10.2000
Мне жаль, что православные священники не так расторопны, как представители иных конфессий и религиозных сект, которые идут в ногу со временем и тем самым завоевывают сердца людей. Мне кажется фальшивым довод, что богослужение нужно вести на старославянском языке. Мол, на современном русском будет не то. Думаю, церковный язык тоже должен развиваться и не быть чуждым для прихожан. А почему бы не создать людям комфорт в церкви - возможность посидеть на лавочке? Ведь сколько там больных, старых, немощных... Евгения Борискина. Тула.
Сожалею, что в православном храме вам не встретился внимательный и добрый священник, который смог бы убедительно разъяснить смысл и красоту православного богослужения. Такие есть, поверьте мне. Впрочем, существует и кадровая проблема. Ведь сегодня, несмотря на то, что открываются новые духовные школы, Церковь продолжает испытывать острую нужду в грамотных и активных священнослужителях.
Сейчас большинству священников приходится сочетать богослужебные труды с огромной практической работой, связанной со строительством и реставрацией храмов, просто с материальным выживанием прихода. Может быть, поэтому пастыри не могут лично беседовать с каждым из прихожан. Вспомним и о том, что вследствие долгих гонений многие приходы вынуждены окормлять по 10 и более тысяч человек.
По поводу реформы богослужения следует сказать, что Церкви чужд путь радикальных изменений и революций. В ней не может быть инициатив, которые бы шли вразрез с общей традицией. Если принимать какие-то решения по языку богослужения, то их нужно принимать, конечно, соборным разумом. Для малоцерковных людей такие вещи кажутся очень простыми. Но если обратиться к истории, легко увидеть, какие беды принесли церковные расколы. XYII века и XX века, вызванные именно непродуманными богослужебными реформами.
Попытки сделать литургический язык более понятным для прихожан были. В начале XX века наша Церковь пошла не по пути внедрения русского языка, а по пути редактирования славянских текстов, приближая их к пониманию современного человека. Для этого была создана специальная богослужебная комиссия. Существует такая комиссия и сегодня. Задача заключается в том, чтобы, сохраняя древнюю, освященную веками внешнюю красоту церковнославянского богослужения, открыть современным людям его внутреннюю красоту. Не следует забывать, что богослужебные тексты создавались для того, чтобы слушающий их получал духовное назидание и мог словами церковных молитв творить свою собственную молитву.
При этом богослужение должно всегда сопровождаться проповедью, в которой люди могли бы находить ответы на свои вопросы. Тем, кто недавно пришел в храм Божий, следует разъяснить происходящее в церкви. Сегодня мы стремимся многократно расширить православную миссию - идти к людям, в их дома, на производство, в дома культуры, школы, институты, воинские части. Но пока научение вере происходит в основном храме, и здесь тоже можно многое сделать. У нас, например, существуют церковные хоры. А почему бы не расширить участие народа в пении, чтобы большинство присутствующих в храме пели? Ведь если вы будете петь, то есть более активно участвовать в богослужении, то его смысл станет гораздо быстрее понятен, и время службы пролетит как один миг. А если вы в храме устали и нет больше сил стоять, то перекреститесь и идите с миром домой. "Невольник не богомольник", как гласит русская пословица.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев