ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.41, 26 октября 2000.

Содержание выпуска.

ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УДМУРТИИ
Александр Семенов
"Красное и белое", Известия Удмуртской республики, 13.10.2000, с.3

Перед началом революции на удмуртской земле действовало порядка 480 православных храмов (включая часовни и монастыри). Затем была запущена камнедробилка "безбожных пятилеток", и лишь в течение последнего десятилетия Удмуртия стала вновь обретать старые и возводить новые православные святыни.
В советской Удмуртии первый православный храм был построен в 1988 году. Им оказалась деревянная церковь в честь Георгия Победоносца, воздвигнутая в поселке Сыга (ныне окраина Глазова). Общее количество храмов в этом году достигло 18 (5 городских и 13 сельских).
В 1989 году в республике появились два новых прихода. В это же время началась активная передача храмов в руки православных. Так, в 1990 году были переданы Никольский храм в Завьялове, храмы в честь Покрова в Июльском, Грахово и Красногорском, Казанско-Богородицкий храм в Сюмсях, храм Иоанна Богослова в Игре, Александро-Невский собор в Ижевске и храм Ксении Блаженной в Сарапуле.
В 1991 году количество православных приходов удвоилось, а число переданных храмов приблизилось к двадцати (включая алнашский Троицкий храм, в алтаре которого торговали водкой).
Сложнее было с храмом в деревне Люк Завьяловского района, который никак не хотели отдавать после трансформации в местный ДК. Тогда поборник православия Вениамин Глухих привез из деревни Большой Кияик деревянную церковь, которую поставили буквально в десяти метрах от этого очага культуры. Кстати, в этом же году состоялась передача храмов в селах Сада и Елово Ярского района, где в 1740-1741 годах были организованы первые приходы для крещеных удмуртов.
Аналогичный процесс продолжился и в 1992 году, хотя в этот период были и "половинчатые решения". Так, в Ягуле верующим поначалу отдали лишь одно крыло Преображенского храма, переделанного в Дом культуры, и в церкви какое-то время одновременно проводились церковные службы и занятия аэробикой.
Последующие два года оказались "монастырскими". В 1993 году открылся Покровский женский монастырь при Трифоновском храме (село Каменное Заделье), основанном в честь преподобного Трифона Вятского, некогда проповедовавшего в этих краях (одновременно преподобный исцелял местное население от многочисленных случаев трахомы).
На следующий год состоялось открытие Успенского женского монастыря в Перевозном (Воткинский район). Эта православная обитель организовалась при Вознесенском храме, известном своими "старыми иконами": скульптурным изображением распятого Христа и предстоящими перед Ним Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. В начале XIX века эти святыни приплыли по реке против течения, прибившись к берегу возле села Паздеры (после появления водохранилища оно исчезло). На месте обретения святынь была поставлена часовня, сгоревшая после удара молнии. Однако иконы остались невредимыми, их перенесли в Тихвинский храм в Паздерах, а после его закрытия в 1952 году они оказались в Перевозном. В этом же году в Удмуртии началось мироточение икон: в алнашском храме Святой Троицы, в храме святителя Николая в Завьялове и в красногорском храме в честь Федоровской иконы Божьей Матери.
Середина 90-х прежде всего интересна началом процесса, связанного с возрождением Михайловского собора: 9 мая 1995 года в Ижевске на Красной горке произошло водружение памятного креста и закладка камня с надписью: "С Божией помощию и усердием жителей города Ижевска на сем месте будет возрожден Михайловский собор".
Годом позже в селе Русский Пычас при Александро-Невском храме был открыт Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь. А в Сарапуле на берегу Камы началось строительство храма-памятника всем воинам, павшим на полях сражений в XX веке, возводимый в честь святителя Николая. В этот же период стали возводиться храмы в Якшур-Бодье и Покровском женском монастыре.
В 1997 году в Удмуртии насчитывалось уже 50 православных храмов, одна часовня и 23 молитвенных дома (общее количество приходов достигло 90). Среди вновь возводимых строений в этом году приступили к строительству Никольского храма на территории Александро-Невского собора, Казанско-Богородицкой церкви в комплексе возрождаемого Михайловского собора и Георгиевского храма в поселке Нефтяников (Воткинск), строящегося силами "Удмурт-нефти". В 1998-1999 годах была проведена полная реставрация крестильной церкви на территории Троицкого собора в Ижевске, а сам собор, неоднократно перестраиваемый в послевоенные годы, наконец-то обрел первозданный вид. В год 2000-летия от Рождества Христова в Ижевске вступили в строй Крестовоздвиженская часовня и Никольский храм у Александро-Невского собора.
Местная перспектива церковного строительства располагает на сегодня двумя крупными проектами. Это комплекс Ильинского храма (памятный крест на месте будущего строительства в районе Старого аэропорта был водружен в 1999 году), и монастырь и духовное училище около Успенской церкви в заречной части Ижевска. Здесь в дальнейшем предполагается разместить духовно-административный центр местной епархии.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев