РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.41, 26 октября 2000.
Содержание выпуска.
ВСЕМИ СИЛАМИ ОБЩЕСТВА ДАТЬ ОТПОР РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКТРЕМИЗМУ
А. Кудаев, старший помощник прокурора г. Нальчика
Кабардино-Балканская правда, 04.10.2000, с.3
Опыт, преподнесенный рам последними событиями в республиках Северного Кавказа - Чечне и Дагестане - продемонстрировал четко выраженную экстремистскую суть такого радикального течения в исламе, как ваххабизм.
Враждебность его проявляется не только по отношению к другим религиозным конфессиям: христианству, иудаизму, буддизму и иным традиционным н нетрадиционным религиям, но н собственно к традиционным течениям ислама и его представителям. Так, одно из основополагающих положений течения ваххабизма - это то, что все иные течения в исламе, не исповедующие учение аль Ваххаба (в XVIII столетии он по всей Саудовской Аравии огнем и мечом насаждал свое учение, потопив в крови население, не желав. шее принять его как исламскую религию), являются неверными, а их представители - "кяфирами" (неверными). А потому представители ваххабизма, с их собственной точки зрения, могут лишать жизни неправоверных мусульман, исповедующих традиционный ислам. И сейчас, спустя два столетия, идеология ваххабизма, отличная от традиционного ислама своей воинственностью, нетерпимостью, не претерпела каких-либо значительных изменений и по-прежнему остается кровавой.
Сегодня со всей определенностью можно сказать. что ваххабизм представляет особую опасность, поскольку тенденции его распространения в обществе носят глобальный характер, и еще более опасен он тем, что является политизированным течением в исламе. Это, в свою очередь, означает, что представители и лидеры его стремятся к установлению своей политической власти, основанной не на светских законах, а на законах шариата, причем трактуемого в самых неожиданных для традиционного ислама тонах, вплоть до того, что не признают ни положений Корана, ни основателя его Мухамеда.
Уроки Дагестана и Чечни показывают, что в области государственно-церковных, религиозных отношении происходят фундаментальные изменения. Намечаются тенденции к установлению религиозного контроля в духовной сфера общественной жизни, а в последующем, вне всякого сомнения, в случае покорения исламским экстремизмом политических высот, этот контроль будет тотальным И коснется не только духовной жизни общества, но и всех общественных отношений и государственных институтов, тем самым сделав религию политическим оружием, а нынешнее существование граней между властью и гражданским обществом будет предано забвению. Такова опасность религиозного экстремизма, как правило. преследующего политические цели и создающего угрозу конституционному демократическому строю и ведущего к ликвидации демократических основ - гаранта свободного развития общества и гражданина.
Особое воздействие на религиозно - политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе и на общественное мнение в отношении ваххабизма показали события августа-сентября 1999 года. произошедшие в Республике Дагестан. Тогда вооруженные бандформирования ваххабитов вторглись со стороны Чечни в приграничные районы Дагестана для создания террористического анклава на Северном Кавказе и вовлечения в него в дальнейшем остальных народов Кавказа. Как мы знаем, все эти попытки насильственного построения единого исламского государства вне состава России потерпели крах. Однако не следует думать, что дальнейшая угроза насильственного проявления ваххабизма не повторится. Не следует также рассматривать опасность распространения ваххабизма только в насильственном его насаждении, хотя он и стал идейным знаменем кровавых расправ над населением и, по-видимому, уже никогда не будет мирным, созидательным религиозным течением.
Не обходит стороной этот социально-духовный норок и Кабардино-Балкарию. Есть тревожные тенденции расползания ваххабитской идеологии в духовной жизни республики. После чеченских и дагестанских событий, когда понятие "ваххабизм" стало все глубже в общественном . сознании ассоциироваться с понятием "терроризм", это течение стало уходить в подполье и носит латентный (скрытый) характер.
Сегодня, как такового, насильственного насаждения ваххабизма в республике, может быть, и нет, но есть случаи его яркого проявления, о чем свидетельствует факт прошлого года, когда представители ваххабизма публично избивали представителей иных конфессий за распространение ими их веры. Это яркий пример проявления не просто религиозной нетерпимости, а идеологии насильственного физического уничтожения представителей иных конфессий, что является не рядовым нарушением закона о свободе совести и ущемления прав граждан, а преступлением.
По данному факту было возбуждено уголовное дело и лица эти осуждены судом к лишению свободы. Они же осуждены за преступления, связанные с похищением и незаконным удержанием граждан.
В Кабардино-Балкарии все же имеются опасные тенденции распространения ваххабизма, поскольку есть случаи, когда в традиционных мусульманских мечетях КБР пожилых, не всегда достаточно образованных священнослужителей (приверженцев традиционного ислама), вытесняют молодые, более энергичные и подкованные в идейно-религиозном смысле люди, зачастую получившие образование в учебных заведениях стран, где ислам занимает крепкие позиции в структурах государственной власти и структурах общества. Причем на каком-то этапе этот процесс вытеснения стариков-священнослужителей молодыми, получившими образование, к примеру, в Саудовской Аравии, выпал из поля зрения и, государства, и, что более поражает, из поля зрения официального духовенства.
Непонятна пассивность в этом вопросе Духовного управления мусульман КБР, допускающего факты, когда в мечетях появляются молодые люди. проповедующие радикальное течение ислама, когда вытесняют священнослужителей. приставленных к мечети, и проповедуют физическое истребление "неверных". Эту позицию духовенства трудно объяснить, поскольку распространение ваххабизма выбивает почву из-под традиционного ислама, представителями которого являются и нынешние лидеры духовенства республики, и большая часть ее населения.
До настоящего времени духовные лидеры республики четко на обозначили своего отношения к экстремистскому течению ислама н не выступили в полный голос с осуждением идеологии ваххабизма, что говорит не только о бесхребетности нынешней религиозной элиты республики, но и о ее слабости перед тенденциями напористого вытеснения ее ваххабизмом.
Необходимо учитывать при таких обстоятельствах, что борьба с ваххабизмом как религиозным н политическим течением возможна в республике только в условиях тесного сотрудничества государственных институтов власти как с религиозной элитой республики (всем ее духовенством), которая громко заявила бы свою отрицательную позицию по отношению к религиозному экстремизму, так и с гражданским населением КВР. Последнее особенно важно, поскольку без участия широкой общественности республики и без ее вовлечения в антиваххабитскую идеологию добиться результатов будет невозможно, учитывая, что сам ваххабизм внедряется во все сферы общественной жизни, охватывая и вовлекая при этом в свое движение молодое поколение, начиная с учреждений среднего и высшего образования.
Государство, республика, н все ее здравомыслящее население должны быть мобилизованы на принятие мер по нераспространению (нерасползанию) злокачественной метастазы исламского экстремизма (ваххабизма).
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев