ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.41, 26 октября 2000.

Содержание выпуска.

ВЛАСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРОТИВ ОБЩИНЫ ВИССАРИОНА
Алексей Тарасов
Известия, 25.10.2000, с. 8

Новый конфликт между религиозным объединением и светскими властями назревает в Сибири. Управление юстиции Красноярского края проводит перерегистрацию религиозных объединений. И правовой фильтр, по-видимому, не суждено преодолеть "Церкви последнего завета", более известной как община Виссариона. В управлении накопилась кипа жалоб и обращений от родственников адептов Виссариона - в прошлой жизни Сергея Торопа, минусинского милиционера с иконографической внешностью, весной 1991 года осознавшего себя вторым Христом. По запросу Управления юстиции деятельность общины изучил специальный комитет администрации края. И вынес решение: не рекомендовать ее к перерегистрации. Хотя предыдущие проверки признавали общину безвредной.
К религиозным диссидентам Сибири не привыкать. В Красноярье православные приходы составляют лишь малую часть из зарегистрированных религиозных объединений. Веротерпимость здесь, в крае, где испокон селились еретики, - в крови.
Однако убеждения залетевшего на Енисей генерала Александра Лебедя, ныне красноярского губернатора, как-то назвавшего мормонов и прочих "сектантов" "мразью", видимо, позволяют ему ужесточать отношение к нетрадиционным религиям. И в Красноярске разговоры об угрозе клерикализма уже не пустые слова.
Эксперты отмечают, что предрекаемый вот уже на протяжении нескольких лет коллективный суицид виссарионитов сомнителен, но можно попытаться его спровоцировать, устроив гонения на духовных чад "минусинского Христа". При Петре старообрядцы, соседствующие ныне на территории Курагинского и Минусинского районов края с виссарионитами, сжигали сами себя в скитах, а в периоды царствования Николаев - ничего: жили, веровали и трудились.
Каковы аргументы противников "Церкви последнего завета"? Рядом с Виссарионом в вековой саянской тайге сегодня проживает свыше четырех тысяч адептов. Среди них более четырехсот детей. Они попали в средневековье по воле родителей. Это не их выбор. Лишь в 14 лет, согласно законам общины, человек может покинуть ее. В рационе виссарионитов отсутствует мясо, рыба, яйцо, чай, кофе. Но дистрофиков я среди детей не увидел. Официальное обследование здоровья общинников показало, что оно не отличается от показателей живущих рядом с ними атеистов или последователей других религий.
Нарушается в общине, по мнению оппонентов, право на получение медпомощи. Виссариониты занимаются самолечением, бабы рожают в банях. И не всегда удачно. Также существуют большие проблемы с правом на получение детьми обязательного среднего образования. Многие учат своих отпрысков дома. Не у всех получается - все-таки натуральное хозяйство, много времени отнимает тяжелый крестьянский труд. Однако среди съехавшихся со всей России и из-за рубежа в минусинскую котловину богоискателей высок процент творческой и технической интеллигенции, много ученых, художников. Есть бывшие крупные бизнесмены и госчиновники, известные эстрадные певицы и продюсеры. В деревнях юга края появились искусствоведы, хореографы, музыканты, возродившие сельские ДК. Эти люди учат не только своих детей, но и чад аборигенов. Ведущий красноярский религиовед Людмила Григорьева поставила диагноз: "игры для интеллигенции на свежем воздухе". Аллергия на цивилизацию, упование на целительные силы природы - это, по мнению Григорьевой, фасад. За ним - боль. В город Солнца слетаются белые вороны, не приспособившиеся к новому дню, слишком прагматичному. Это люди с оголенными нервами. Тонкокожие. У многих общинников - резаные вены, попытки суицида (не здесь, а в прошлой жизни - в Москве, Киеве, Казани).
Но далеко не все "бледнолицые братья" (так кличут виссарионитов) могут трудиться так, как требует эта неласковая земля. Были проблемы и с аборигенами. Некоторые сибиряки, недовольные тем, что cектанты оформляют на себя большие земельные участки, претендуют на детские пособия, которые тут платят с грехом пополам, призывали власти гнать строителей "новой жизни" вон. Доходило до уголовщины: последователей Виссариона грабили и даже убивали.
И сейчас не все аборигены могут спокойно уживаться с этими людьми - "не от мира сего", "дурачками" в хитонах и косоворотках, здоровающимися со всеми встречными и вечно улыбающимися, выращивающими финиковые пальмы и авокадо и ждущими великого потопа. Однако многие местные жители сейчас подрабатывают у виссарионитов. Отношения заметно потеплели.
Пока неясно, какими могут быть дальнейшие шаги власти, если она решится отказать общине в перерегистрации. Виссариониты вполне могут и сами откреститься от статуса религиозного объединения и попробовать закрепить свое юридическое положение в качестве, скажем, экологического движения. Впрочем, не так давно Конституционный суд поддержал свидетелей Иеговы и "Христианскую церковь Прославления" в их споре с прокуратурой, желавшей поразить в правах эти организации. И абсолютно ясно: в случае эскалации конфликта с местными властями виссариониты потянутся искать правду в Москву.
Кстати
Вероисповедание саянских поселенцев часть экспертов характеризует как неоязыческий оккультизм, хотя в уставе "Церкви последнего завета" сказано, что в основе учения Виссариона лежит христианство. И город Солнца, построенный в живописных окрестностях озера Тиберкуль, паства Виссариона нередко именует Новым Иерусалимом. Внешне жизнь общины действительно напоминает иллюстрации из детской Библии времен раннего христианства. На самом же деле проповеди Виссариона - своего рода винегрет из основных религий, уфологии, идей Вернадского, Рериха, Блаватской, Порфирия Иванова. Такая эклектичная религиозность, помноженная на гиперэмоциональную обстановку и восприятие жизни как маскарада, а храма - как клуба (в общине регулярно проходят театрализованные праздники, кружатся хороводы, горят костры), больше похожа не на религиозное, а на социальное движение. Мировоззренческий кризис побудил сектантов бежать от цивилизации и строить коммунизм в сибирском оазисе.
Община существует по принципу финансовой пирамиды - давние адепты Виссариона поддерживают существование организации на средства новообращенных в веру, полученные от продажи их квартир и машин. Разочаровавшимся в сказке для взрослых возвращения, как правило, нет - мосты в прошлую жизнь сожжены.

TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев