РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.43, 9 ноября 2000.
Содержание выпуска.
ТАЙНА УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
Александр Аннин
Версты (Москва), 04.11.2000, с. 6
Дерзкое похищение подлинника Казанской иконы Божией Матери, совершенное в 1904 году, по сей день покрыто завесой таинственности. Однако следствие по делу продолжается, вскрываются новые обстоятельства, позволяющие надеяться на обретение чудотворного образа спустя почти 100 лет.
В 1904 году из Благовещенского собора Казани похитили великую святыню земли Русской - Казанскую икону Божией Матери. В народе издавна было верование, что пока цел этот святой образ, пока он стоит на страже между христианской Европой и иноверным, языческо-магометанским миром Азии, дотоле Россия надежно защищена с Востока. Как известно, вскоре после похищения иконы начались поражения русской армии в войне с Японией...
Три следственные комиссии, назначенные правительством, со всей тщательностью принялись за поиски украденной святыни. Вскоре удалось арестовать злоумышленника. Святотатцем оказался некто Чайкин, по политическим убеждениям социал-демократ. Он показал, что спрятался в соборе после вечернего богослужения, ночью извлек образ из киота (никакой сигнализации в то время, естественно, не было), а утром, когда храм открыли и служители стали зажигать лампады, вынес реликвию под плащом.
Чайкин твердил во время "пристрастных" допросов, что "незамедлительно предал икону огню". Показал и дом неподалеку от храма, где он сжег святыню. По словам Чайкина, он украл и уничтожил древний образ, исключительно "чтобы удостовериться, что никакой чудотворной силой он не обладает".
Окончательно убедить следствие в своей версии Чайкин не сумел. Конечно же, напрашивался вывод, что социал-демократ попросту психически ненормален, однако врачи опровергли это предположение, признав Чайкина вполне здоровым и отвечающим за свои поступки. Между тем проведенные следственные эксперименты показали, что Чайкин путается при воссоздании картины происшедшего, не был обнаружен и пепел иконы. Все это вселило надежду в сердца верующих: а ну как Чайкин не сжег, а продал образ, и, стало быть, есть шансы вновь обрести его?
На пограничных пунктах появились усиленные наряды жандармов, багаж "подозрительных субъектов" подвергался досмотру. Формально это объясняли тем, что Россия находится в состоянии войны с Японией и в стране орудует вражеская шпионская сеть. Министерство внутренних дел связалось с зарубежными коллегами, запросив содействия в поисках похищенной иконы. Однако все эти меры результатов не принесли.
Между тем Чайкина осудили на пожизненное заключение, которое он, как особо опасный государственный преступник, должен был отбывать в Шлиссельбургской крепости. В 1916 году узник стал проявлять очевидные признаки помешательства, и его перевели в психиатрическую лечебницу. Как сложилась жизнь Чайкина после Октябрьского переворота - неизвестно. Покрыта пеленой тайны и дальнейшая судьба чудотворной иконы.
Чего же лишилась православная Русь? История Казанского образа уходит своими корнями в эпоху царствования Иоанна Грозного. Согласно преданию, в июле 1579 года 10-летней девочке Матроне во сне трижды являлась Дева Мария и повелевала отыскать на месте недавнего пожара свою икону. Об этом мать девочки доложила городским властям и казанскому архиепископу, но те не придали значения рассказам ребенка. И тогда Матрона вместе с матерью пошла на пепелище, где ими и был обретен неповрежденный образ Богородицы. Священник ближайшего храма объявил крестный ход и на руках перенес икону в свою церковь. То был будущий Патриарх Московский и всея Руси святитель Гермоген.
От новоявленной иконы стали происходить чудеса: приложившись к ней, исцелялись тяжко больные. Копию (список) с образа отправили Иоанну Грозному, и царь повелел строить по всей Руси храмы в честь Казанской иконы Божией Матери.
Чудо обретения святыни миллионы русских людей вспоминали и обсуждали в год ее похищения. Говорили при этом так: из пепелища даровал Господь святой образ, и вот по грехам нашим в пепел вновь обратилась чудотворная икона. С тех пор в обществе стала утверждаться мысль, что Бог отвернулся от России и неисчислимые бедствия ждут ее в ближайшем будущем.
Но были и другие мнения. Копаясь в архивах, следователи... усомнились в факте подлинности пропавшей иконы. Быть может, из Благовещенского собора была похищена копия чудотворного образа, а подлинник, обретенный девочкой Матроной, цел и невредим? Дело в том, что в древние времена церковь практически не делала разницы между оригиналом и "верным списком", который также объявлялся чудотворным. Следователей заинтересовала история копии, которая в 1612 году была передана князю Дмитрию Пожарскому. После молебна перед этой иконой ополчение штурмом взяло Кремль и Новодевичий монастырь, освободив Москву от поляков. Известно, что Пожарский свято хранил образ в своей домовой церкви в Москве, затем перевез его в Зарайск, куда его определили воеводой. Впоследствии икона Пожарского находилась в Казанском соборе на Красной площади.
И вот в 1904 году народ был взбудоражен появившейся в газетах версией, что "список Пожарского" - не список вовсе, а подлинник, обретенный на пожарище (суеверные люди придавали мистический смысл созвучию фамилии полководца и месту явления образа). Да, трудно было русскому человеку примириться с утратой святыни, легче было думать, что украдена копия...
Однако Сергей Королев, председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) полностью опровергает эту "утешительную" версию. "Я исследовал исторические материалы, - сказал мне Королев, - и пришел к выводу, что Пожарский взял икону не из Казани, а из монастыря в Ярославле, когда пришел туда с ополчением". Оказалось, что Королев уже долгие годы ищет следы чудотворной иконы, однако пока безрезультатно.
По словам Надежды Бекеневой, почти сорок лет проработавшей в отделе древнерусского искусства Третьяковской галереи, у нее нет сколько-нибудь достоверных сведений о местонахождении похищенной в 1904 году святыни. Хотя, по некоторым данным, следы иконы затерялись в США.
Неожиданно история с исчезновением чудотворного образа получила свое продолжение в 1994 году, когда президент США Билл Клинтон приехал с визитом в Москву. Вот что рассказал мне незадолго до своей смерти настоятель восстановленного Казанского собора на Красной площади протоиерей Аркадий Станько (батюшка умер весной нынешнего года): "Мне сообщили, что Клинтон и его сопровождающие посетят наш собор. Вскоре они появились. Клинтон осматривал убранство, спрашивал, как звучит его имя по-русски. Я говорю: Василий, показал ему икону Василия Блаженного. Тут и служительница наша к нему со свечами подходит. Говорю Клинтону через переводчика: мы знаем, что недавно вы похоронили мать, вот место, куда надо ставить свечу за упокой. Он поставил свечу, тут защелкали фотоаппараты, и мы снялись вместе с ним. Пользуясь случаем, я на свой страх и риск попросил его навести справки у себя в Америке: не там ли похищенная в 1904 году Казанская икона? Он обещал".
Примерно в то же время в соборе побывали верующие из Португалии. Они в частном порядке сообщили протоиерею Аркадию, что чудотворная икона сейчас находится в монастыре близ португальского местечка Фатима. Эти новые данные спустя два года были подтверждены официально. В июле 1996 года Москву посетил глава автокефальной Православной Церкви в США митрополит Феодосии. Он передал отцу Аркадию, что Клинтон не забыл своего обещания: по его поручению ФБР провело дознание о судьбе русской святыни. Выяснилось, что Казанская икона действительно какое-то время находилась в США, а в 60-е годы была продана с аукциона Фатимскому монастырю в Португалии.
Выходит, социал-демократ Чайкин солгал на следствии, что предал похищенную икону огню? Тогда получается, что при ограблении Благовещенского собора в Казани действовала хорошо организованная международная группа, сумевшая не только выкрасть, но и переправить реликвию за границу.
Некоторые подтверждения этой версии я обнаружил, изучая русскую эмигрантскую литературу, посвященную вывезенным из России святыням. Наткнулся на довольно любопытные сведения. Так, в своих воспоминаниях, изданных в Штатах в 80-е годы, русская эмигрантка первой волны М.А. Стахович пишет о том, как в 1980 году католический священник из монастыря на горе Фатиме в Португалии поведал ей, что "русскую святыню - икону Казанской Божией Матери монастырь в 60-е годы купил в Америке и держит теперь ради безопасности в сейфе в банке США". Стахович задала вопрос: почему бы не вернуть икону в СССР? Священник ответил, что чудотворный образ будет возвращен в Россию при двух условиях: свержения советской богоборческой власти и восстановления Казанского собора на Красной площади, разрушенного в 30-е годы.
Насколько можно доверять этим данным? Ситуацию несколько проясняет Стефан Ляшевский, издавший в США "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Оказывается, специально для Казанского храма в Дивееве в середине прошлого века был получен из Казани "вернейший список с чудотворной и явленной" иконы. После разгона обители в 1927 году эта копия хранилась у иеромонаха Серафима (Смыкова). В 1943 году он бежал из Краснодара, где был в затворе, за границу. Дальнейшая судьба его неизвестна, но икона, вывезенная иеромонахом, в 60-е годы появилась на торгах в США. Ее первоначально оценили в полмиллиона долларов - из-за золотой ризы, украшенной драгоценными камнями. Русские эмигранты пытались собрать средства для выкупа святыни, но не успели: за три миллиона долларов икона ушла в Фатимский монастырь, где особо почитается.
Что ж, осталось только создать экспертную группу и отправиться в Португалию, чтобы во всем убедиться воочию. Но... По словам председателя Московского городского отделения ВООПИиК Сергея Королева, "возникли трудности финансового и межконфессионального характера". Попросту говоря, католические монахи не торопятся идти навстречу российским верующим. Хотя, между прочим, условия, о которых было сказано в 1980 году М.А. Стахович, выполнены: власть в России сменилась, и Казанский собор на Красной площади восстановлен.
С другой стороны, Сергей Королев не особенно верит в успех подобной поездки. "Дело в том, что в московских следственных архивах за 1918 год значится дело о пропаже из Казанского собора на Красной площади особо чтимой и богато украшенной иконы. Уверен, что речь идет о "списке Пожарского". Найти пропажу так и не удалось, но сохранились фотографии иконы. Есть у меня и снимки Казанской иконы, проданной в 60-е годы на торгах в Америке. Они практически идентичны. Думаю, что в 1918 году образ был не похищен злоумышленниками, а с ведома высшего духовенства переправлен за границу, чтобы не подвергать икону опасности надругательства. Скорее всего, она-то и находится в Португалии. И, судя по всему, это все же не подлинник, а копия, сделанная в конце XVI века. Безусловно, для верующих и эта икона бесценна, но она вряд ли является первоначальным образом, обретенным в 1579 году на пепелище в Казани. И все-таки крохотная надежда на то, что где-то - возможно, даже в Португалии - существует подлинная Казанская, у меня есть".
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев