РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.44, 15 ноября 2000.
Содержание выпуска.
ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Светлана Ананьева
"Вера у нас одна. Однако служители, оказывается, разные...", Русский Север (Вологда), 27.10.2000, с. 1-7
Человек в черной рясе, стоявший возле центрального вологодского, рынка с церковной кружкой на шее, привлекал к себе внимание. Но не тем, что собирал пожертвования (просящие подаяния -давно уже не редкость), и не тем, что он священник (в больших городах этим тоже никого не удивишь). Удивительным оказалось другое: каждого бросающего монеты в его кружку он осенял двуперстным крестом. Старовер?
- Я являюсь полномочным представителем Русской Православной
Старообрядческой Церкви Митрополии московской и всея Руси. Зовут меня отец Лукьян. Сам я из Архангельска.
- Как вы оказались в Вологде?
- Вологодская область входит в состав моей старообрядческой епархии. Наша епархия очень обширная. В нее, кроме вашей, входят Архангельская, Мурманская, Ивановская, Ярославская, Костромская области и Республика Коми.
Разговаривать на улице было не очень удобно, поэтому я пригласили отца Лукьяна в редакцию. Всю нашу долгую беседу опубликовать, к сожалению, невозможно, приведу только несколько выдержек из нее.
- Наша епархия знает, что вы здесь? С вологодским епископом Максимилианом вы встречались?
- Нет, не встречался. Видимо, у него нет желания. Если бы я был представителем, скажем, лютеранской или мусульманской церкви, он бы, думаю, пошел на эту встречу. А к нам, старообрядцам, какое-то пренебрежительное отношение.
- Почему вы так решили? Вы предлагали ему встретиться?
- Да. В июле наша Митрополия направила в Вологодскую епархию телеграмму на имя Максимилиана, подтверждающую мои полномочия, что я не самозванец какой-то, не проходимец и не жулик. Он получил эту телеграмму и благословил на встречу. Вот тогда и должно было состояться наше знакомство. Но этого не произошло. Мало того, и местные власти не были поставлены в известность о моей миссии. Когда я появился на улицах Вологды и стал собирать пожертвования на восстановление часовни, построенной в честь боярыни Морозовой, меня арестовали, под конвоем сопроводили в городской отдел милиции и три часа там продержали до выяснения... Наверное, нам надо было сразу обратиться в силовые структуры, а не к представителю новообрядческой церкви.
- О какой новообрядческой церкви вы говорите? Я что-то о ней не слышала.
- Да вы все время о ней слышите и знаете про нее. Это та церковь, в которую входит и ваша епархия. В официальных документах Минюста она зарегистрирована как "Русская Православная Новообрядческая Церковь Московской патриархии и всея Руси", а мы - как "Русская Православная Старообрядческая Церковь Митрополии московской и всея Руси". Только они почему-то слово "новообрядческая" всегда опускают, скрывают почему-то. А нам скрывать ни к чему. Поэтому у нас называется - старообрядческий митрополит Алимпий. А они своего патриарха никогда не называют новообрядческим. Хотя большинство церквей и часовен на Руси, в которых они молятся, - это творения мастеров-старообрядцев прошлых веков. И восьмиконечные кресты, венчающие их, - это наши старообрядческие кресты.
- А почему кресты так разнятся? Есть и четырехконечные, и шести-, и восьмиконечные.
- В русском православии основой всегда был восьмиконечный крест. Но 334 года назад произошел трагический раскол русской Православной Церкви. Христос был распят на четырехконечном кресте. Поэтому на облачениях наших батюшек на спине находятся четырехконечные кресты. Благословение тоже дается четырехконечным крестом. А так везде и всюду -восьмиконечный крест. А когда произошел раскол, у Московской патриархии крест стал шестиконечным. У патриарха Никона на шее висел семиконечный крест. Но не восьми. Новообрядческая церковь, по-видимому, настолько занята собой и сокрытием того, что она новообрядческая, что даже не уделяет внимания религиозной грамотности своей паствы.
- В чем это выражается?
- Вологжане не знают, например, даже такой простой вещи, как делать жертвоприношение. Они вносят пожертвование на восстановление храма, а денежку в церковную кружку кладут левой рукой. Делать же это надо правой. Почему? Само православие подсказывает. Вслушайтесь: право-славие, правда, правый. Надо правильно делать, правильно исповедовать, а не кривлякой быть.
- Кресты - это единственное отличие новообрядцев от старообрядцев?
- Ну что вы! Московская патриархия, хотя и именует себя Православной Церковью, на самом деле очень далека от православия. Даже их храмы не соответствуют этике и канонам православного христианства.
- Чем, например?
- Первое - это моление щепотью. Что это? Откуда пришло? Никонианская ересь. Всегда Вселенская церковь молится только крестом. Какой крест в щепоти? Она же на кулак похожа! Машут кулаком - да и только. Дальше. Таинство крещения никогда не продавалось и не покупалось. А у вас что? За крещение деньги берут. Зачем? Нельзя. Следующее. У нас свечи делают только из воска, а у вас из отходов нефти - парафина. Разве можно? При горении эти свечи выделяют ядовитый угарный газ. А у нас, наоборот, торжество, благоухание меда в храмах. Если вера чистая, то и свечи должны быть чистыми.
- Но новообрядцы считают, что их вера чистая.
- Они прекрасно все знают. А освещение в храмах? У вас люстры и паникадила - электрические фонари горят, а у нас -естественный свет лампад.
- А как же прогресс?
- Религии прогресс никаким образом не должен касаться. Пойдем дальше. Чтение. Даже Евангелие безграмотно читают -как обыкновенную художественную книгу. Ни возвышенности, ничего. Пробарабанят - и все. И самое-то обидное, что их никто не поправит, потому что люди-то сами не знают, как надо. Вы послушайте, как наши священники читают! На наших службах используется до двадцати трех священных книг. А у вас? В лицах ваших священников нет ни кротости, ни смирения. Позавчера посмотрел в одной церкви: ходит, как барон, по алтарю. Людей благословляет, даже не поклонится им, стоит как истукан или головой мотнет. Разве можно так? Священники, они же пример подают. Нельзя возвеличиваться. Обязательно должен быть полный поясной поклон народу, миру. Ни к чему священнослужителю уподобляться и денежным магнатам, приобретая машины, роскошные дома и прочие ненужные для богослужения вещи... У нас даже митрополит на важные приемы и то пешком ходит. Да что говорить...
- В девяностых годах было выпущено огромным тиражом "Житие протопопа Аввакума". Так там столько матерных слов! Как же старообрядческая церковь допускает такую ненормативную лексику?
- Надо просто знать славянский язык. У нас уже была полемика с учеными. Диалог этот происходил в Ивановской новообрядческой епархии. Тогда произошла масса случаев мироточения икон. Мы уверены, что сие -не чудо, а происходит это оттого, что из краски, применяемой для иконописания, под воздействием внешней среды выделяется масло. В Московской епархии новообрядческой церкви есть такие искусные мастера, умеют это делать. У них железный шкаф - и тот замироточит.
- То есть вы в это не верите?
- Нет. Хотя даже ученые пытались нас опровергнуть. То же самое - и с "Житием протопопа Аввакума". Ученые говорили: "Как это? Святой муж матерится матом мужицким!" Это говорит о том, что они и вы не знакомы со славянским языком. Наши священнослужители положили на лопатки Московскую патриархию и митрополита Ивановской епархии Амвросия.
- Отец Лукьян, в Вологде вы только пожертвования собираете, или есть и другая цель?
- Есть. Основное - восстановление наших старообрядческих приходов. Когда-то здесь их было очень много. Мне предстоит работа с архивами. Надо определить, какие храмы принадлежали Старообрядческой Церкви. В Московском высшем училище мы готовим священников и уставщиков (псаломщиков) для местных приходов Старообрядческой Церкви. Они - вологжане. Я уже встречался в Вологде с представителями власти, которые ведают вопросами религии, и не встретил отказа. В России о Старообрядческой Церкви хорошо знают и к деятельности Митрополии нормально относятся. Во многих областях открыты наши храмы. По России - около пятисот приходов. Губернаторы Ярославской, Кировской, Костромской и многих других областей, мэр Москвы Лужков помогали восстанавливать храмы. Понятно, что без помощи государства нам не подняться. В Вологде и в Череповце тоже много сторонников Старообрядческой Церкви. Люди приезжают на исповедь и ко мне, и в Кострому к отцу Валентину. Есть среди них и представители Череповецкого металлургического комбината. В Харовске есть старообрядцы. У них есть свой молельный дом. Много последователей старой веры и в других местах Вологодчины.
- Как же старообрядчество сохранилось, если с ним боролись не только новообрядцы, но и власти?
- Наша вера, она же по наследству передается. Мои родители были старообрядцами. Моя матушка наставляла меня. Она брала меня с собой на моления. Под мраком ночи мы тайно пробирались в молельный дом. А молились даже не в самом доме, а в подполье... Первые шаги как священнослужитель я сделал в новообрядческой церкви. В 1992 году даже был в свите, которая сопровождала патриарха Алексия, везшего святые мощи от Петербурга до Соловецкого монастыря. Тогда я был на послушании у епископа Пантелеймона. Я много ездил, общался с людьми, читал старинные фолианты старообрядческой литературы. Все это дополнялось воспоминаниями из детства. И в конце концов я понял, что я не на том пути, и вернулся к истокам русского православия, то есть в нашу старую веру.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев