РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.44, 15 ноября 2000.
Содержание выпуска.
КОМУ ВЫГОДЕН РАСКОЛ В РОССИЙСКОМ ИСЛАМЕ
Автор не указан
Время и деньги (Казань), 26.10.2000, с. 1
Конференция "Ислам в обновляющейся Федерации", прошедшая пару недель назад в Нижнем Новгороде, вызвала неожиданный резонанс. О том, что на ней происходило, кто только не высказывался. "ВиД" представляет слово одному из ее инициаторов и организаторов, главному редактору журнала "Сообщество" Радику Гатину.
- Начнем с вопроса, который "ВиД" уже задавал на своих страницах: с чего вдруг государство принялось выстраивать вертикаль власти в мусульманской Умме? И почему без участия самих священнослужителей?
- Причин тому немало. С одной стороны, мы наблюдаем сейчас, что федеральный Центр стремится координировать все сферы жизнедеятельности регионов, и религия не составляет исключения. С другой стороны, очевидно, что российский ислам переживает непростые времена. Вся цепь событий - Чечня, теракты в ряде регионов, угроза ваххабизма - наводит на мысль, что у федеральных властей есть основания для тревоги, равно как и для попыток повлиять на происходящее. Другой вопрос какими методами влиять... Для того, чтобы достичь успеха и не наломать дров, надо, как минимум, разбираться в исламских проблемах. Большую роль в этом, безусловно, должна сыграть мусульманская Умма, ее лидеры, а вот это как раз не всегда получается. Сейчас немало молодых людей (счет идет на сотни) учатся богословию в арабских странах, неизбежно подпадая под влияние культуры и идеологии этих стран, далеко не всегда лояльных к российским традициям и образу жизни. Между тем эти молодые люди имеют немало преимуществ между нашими муллами. Они образованнее, энергичнее, не боятся лишений, готовы к материальным жертвам и при этом зачастую фанатичны. Они умеют привлекать сторонников, создавая тем самым "параллельный ислам", часто экстремистского толка.
Бороться с ним можно двояко: либо взять в руки оружие, огульно записав всех в экстремисты, либо попытаться понять, что же происходит на самом деле?
Причем, уверяя, что государство не имеет права вторгаться в дела Уммы, наши священнослужители лукавят. Де-факто духовенство само стремится к сотрудничеству с властью. Без поддержки глав администраций не удалось бы в короткие сроки построить столько мечетей в районах, без помощи правительства не получилось бы открыть Российский Исламский университет... Вопрос в том, чтобы сотрудничество это было плодотворным и взаимовыгодным, а для этого нужно соответствующее ведомство, которое будет заниматься проблемами конфессий.
Но ведь у нас есть Комитет по делам религий...
- В Татарстане есть, а на федеральном уровне такой структуры нет, между тем как мусульмане живут не только в нашей республике - в десятках регионов. Да и Татарстан тоже заинтересован как в создании такого ведомства, так и в том, чтобы занять в нем достойное место. Российский ислам сегодня расколот на два основных лагеря, во главе которых - Талгат Таджуддин и Равиль-хазрат Гайнутдин. ДУМ РТ входит в состав Совета муфтиев, возглавляемый Равилем-хазратом, наш муфтий Гусман-хазрат - член Совета, но при этом у татарстанского духовенства на ряд вопросов есть собственные ответы (вот вам уже и третий духовный центр). Собственно, и на экспертную конференцию в Нижнем не рискнули приглашать духовенство ввиду несогласий и взаимных претензий. С нашей стороны, как уже об этом писалось, в дискуссии участвовали советник Президента РТ Рафаэль Хакимов, известные ученые Дамир Исхаков, Рафик Мухаметшин. Наличие светского ведомства, озабоченного судьбами конфессий, поможет разрешать "бескровно" множество споров.
- К чему же пришли в ходе конференции?
- Обсуждение проблемы было разбито на две части: вначале речь шла о перспективах взаимоотношения Центра и регионов, затем уже - о роли ислама в новейшей российской истории. Найти общий язык представителям Центра и нашей делегации по первому вопросу не удалось. Татарстанская сторона, настроенная радикально, оказались не готова к конструктивному диалогу и лишь изложила свое собственное видение возможностей сотрудничества. Очевидно, что теперь, когда в Кремле сидит не больной Ельцин, а жесткий и уверенный в себе Путин, договоры будут заключаться в едином правовом поле со всеми, без предоставления особых льгот отдельным регионам. Наша делегация, в свою очередь, обозначила те пределы, до которых Татарстан может отступить от прежних договоренностей. Конфликт интересов был налицо, и преодолеть его пока не удалось. Но на мой взгляд, важно уже то, что создан прецедент: столь важные споры разрешаются не языком ультиматумов, а в ходе дискуссий между специалистами. Мне кажется, что грядущие переговоры вполне могут оказаться успешными для Татарстана. Для этого надо понять простую истину: на дворе не начало 90-х, а 2000-й год, пришла пора отказаться от риторики и юридической техники, которая принесла нам успех десять лет назад, но не сработает сегодня. И тем не менее сейчас, когда у Центра нет причин гордиться своей национальной политикой - смотрите, что наворочали в Чечне, и конца этому не видать -можно, апеллируя к ошибкам Центра, предлагать свой вариант. Основываться надо на иной аргументации. Как ни крути, из Казани видно далеко не все. Я работаю в Госдуме и вижу, как набирают силу многие негативные тенденции, в том числе шовинистические. Не стоит провоцировать Центр на наращивание конфронтации, последствия могут быть непредсказуемы. В конце концов политика - искусство компромисса на выгодных для себя условиях.
- Мы все о политике, а конференция была посвящена исламу... Как видится будущее конфессии в России?
- Конечно же, государство заинтересовано в создании вертикали власти, в том, чтобы у ислама был единый духовный центр, с которым можно работать, своего рода аналог православной патриархии. Мусульманская Умма тоже в этом сегодня заинтересована: жить в условиях раскола всегда накладно. К тому же споры между духовными лидерами, когда один обвиняет другого во всех смертных грехах, а в ответ получает такую же порцию оскорблений, наводят их прихожан на мысль, что оба не без греха. Это отталкивает от них верующих и открывает простор для деятельности арабским миссионерам.
- Возможно ли объединение Уммы?
- Вся сложность в том, что в российских условиях духовные лидеры одновременно и действующие политики, которые лоббируют интересы определенных политических групп на самом верху. Борьба завершится только с победой одной из этих групп. Сейчас большим влиянием пользуется Совет муфтиев, объединивший вокруг себя больше общин.
Татарстан пока стабильный регион, но не будем забывать, что для прекращения раскола в нашей Умме понадобилась политическая воля Президента РТ. И по сей день муфтию помогает поддержка правительственных структур. Но ведь стабильность, которая во многом покоится на личных отношениях, немногого стоит. Любая ротация власти может вновь привести к расколу. Нужен регламент, правовая основа...
И конечно же, пора разработать новую концепцию образования мусульманских священнослужителей. К несчастью, многие из них недостаточно образованны для того, чтобы стать духовным авторитетом для своих прихожан. Сможет ли самый уважаемый, убеленный сединами сельский мулла растолковать философию ислама юношам, которые не вылезают из Интернета, или университетским биологам? Потому-то для многих ислам - это прежде всего его ритуальная часть, а ведь это - универсальное толкование законов жизни - от сложнейших проблем мироздания до бытовых проблем. Словом, нам есть о чем задуматься. Надеюсь, что нижегородская дискуссия станет началом долгого пути к взаимопониманию.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев