РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.44, 15 ноября 2000.
Содержание выпуска.
"КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ДОЛЖНЫ ВСТРАИВАТЬСЯ В ИНУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ РАМКУ"
Александр Архангельский
Известия (Москва), 13.11.2000, с. 2
Получая с новостных лент сведения о жизни конфессий, мы крайне редко выносим эту информацию на газетные полосы. Только если они соприкасаются с общезначимыми политическими сюжетами. Или же достаточно трагикомичны: когда, например, католическим епископам отказывают в регистрации по приезде в Россию и предлагают жениться на россиянках, дабы приобрести необходимое гражданство. Конфессиональные новости должны встраиваться в иную информационную рамку, получать смысловое оправдание - иначе сами по себе они мало кого интересуют из читателей ежедневных политических газет. Если не считать старорежимных атеистов, которых не смущали советское воровство церковного имущества, цензурный гнет, доносы на верующих, зато приводит в правозащитный трепет нынешнее возвращение государственных долгов Церкви. Но не писать же для этой публики.
Нет общественного отклика - нет запроса; есть вакуум, глухота равнодушия, легкое недоброжелательство. И касается это не только газет. В свежем осеннем номере питерской "Звезды" вышла повесть Александра Нежного из жизни священства. Ноль внимания. Помнится, несравненно более слабые прозаические опыты Виктории Алфеевой на ту же тему вызвали в начале 90-х бурю откликов, несомасштабных событию; когда Сергей Каледин, слегка подзабытый ныне, напечатал своего "Попа и работника", все бросились читать и обсуждать прочитанное. Теперь - не то; церковные люди в большинстве своем газет и журналов не читают, основная часть общества церковными проблемами не интересуется.
Почему же так произошло? Оттого ли, что нет реальных конфессиональных проблем, затрагивающих всех нас? Отнюдь. Информационная служба Кестонского института распространила на днях обширный обзор церковной ситуации на Украине, подготовленный среди прочих Александром Щипковым. Если его прогноз верен, то в самое ближайшее время политические усилия г-на Кучмы увенчаются успехом и произойдет слияние двух неканонических, зато национально ориентированных православных церквей незалежной Украины. Во главе новой конфессиональной институции встанет не клятвопреступник Филарет (Денисенко), а кто-нибудь из бывших советских епископов, запрещенных в служении Москвой, однако не лишенных сана. После чего глава Константинопольской церкви Вселенский патриарх Варфоломей скорее всего примет украинских православных в литургическое общение, а тем самым придаст им вполне канонический статус. Положение митрополита Владимира (Сабодана), героически сохраняющего связь с Московским патриархатом, а значит, положение большинства русских верующих на Украине окажется крайне тяжелым; разрыв РПЦ с Константинополем в таком случае почти неизбежен. Тем более что патриарх Варфоломей только что объявил всю Эстонию своей канонической территорией - а для патриарха Алексия, кровно с Эстонией связанного, это страшный удар.
Но, может статься, в том и проблема, что для людей, лично не включенных в церковное делание, вся конфессиональная жизнь свелась к этим бесконечным столкновениям, переделам, "разводкам". Десять лет кряду православные то грызутся из-за того, на каком языке служить, и телевизионно обличают друг друга в ереси, то обрушивают всю синодальную мощь на ИНН, чтобы в конце концов договориться с властью о налоговых льготах. Конкретные люди знают, кто в нашей стране стал крупнейшим и успешнейшим лоббистом; иерархические бронированные "Мерседесы" создают у общества иллюзию, будто Церковь роскошествует, - тогда как абсолютное большинство провинциальных, да отчасти и столичных бать живет впроголодь. Вот погиб священник из Тушина о. Федор Соколов, и как теперь его вдове прокормить девятерых детей? Одному Богу известно. Десять лет назад в интронизационной речи новоизбранного патриарха Алексия прозвучал великолепный призыв к общецерковному покаянию - и к общецерковному образованию; что-то ни того, ни другого не видать. Наш богобоязненный народ построил под мудрым руководством Ю.М. Лужкова музейный храм имени Христа Спасителя. Да на том и успокоился.
Говорить ли, что там, за этим роскошным и бессмысленным покровом, идет своя напряженная, трагическая, но все-таки живая жизнь? Говорить можно. Да все равно, боюсь, никто не поверит. Мы сами себя отбросили к точке, с которой началась в позднегорбачевскую эпоху церковная перестройка. По-перестроечному она и закончилась.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев