РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.45, 22 ноября 2000.
Содержание выпуска.
СТАРЕЙШЕМУ В СРЕДНЕЙ АЗИИ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРАМУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ
Валерий Бирюков
Труд, 21.11.2000
Над Троицким плыл звон колоколов. Чуть впереди семенили старушки в белых платках. Завернув за угол пятиэтажки, мы невольно замедлили шаг: перед нами во всем великолепии предстал златоглавый храм. Если б не гомонивший поблизости восточный базарчик, невозможно было бы поверить, что церковь великомученика Георгия Победоносца находится в самом центре Азии, в получасе езды от Ташкента. Село Троицкое возникло в 80-годы XIX столетия. Шло обустройство новых земель, только что вошедших в состав Российской империи. Среди его первых жителей были переселенцы из европейской части страны, Сибири, Семиречья. Места эти были целинные, работать приходилось много. Веру русский человек всегда нес с собой, куда бы его ни кидала судьба.
Освоившись, решили мужики справить церквушку. Так появился первый в Троицком молельный дом. Слишком убогим оказалось строение, да и священника своего не было. Выпускник Ташкентской мужской гимназии, учитель по фамилии Белоцерковский и детей учил, и людей лечил, и службу вел. Но лиха беда - начало. Со временем построили новый храм, дав ему имя Георгия Победоносца. Появился и настоящий священник - о. Константин Стоберский. А в 1898 году заложили нынешнюю церковь. Спроектировал ее ташкентский архитектор В. Гейнцгельман, а деньги на строительство выделил генерал-губернатор края А.Вревский. Было много и добровольных пожертвований от мирян.
Настал день, которого старожилы Троицкого ждали почти 20 лет: 10 ноября (23 по н. ст.) 1900 года, в канун XX столетия распахнула двери новая каменная церковь.
На освящение храма приехали верующие не только из окрестных мест, но и из дальних уголков Туркестанского края. Прибыло начальство, присутствовали ташкентские саперы, проводившие учения недалеко в горах. Издали за происходящим наблюдали туземцы, восседая на осликах.
Крестообразная в плане, сложенная из кирпича, церковь состояла из притвора, центральной части и алтаря. Стены храма расписали местные художники. Часть икон была привезена из России, что-то написали здешние иконописцы, а кое-что осталось от прежних временных храмов. Через три года появился колокол, отлитый в одной из ташкентских мастерских.
К тому времени село Троицкое насчитывало около ста дворов с 732 жителями. Первыми настоятелями были протоиерей Борис Глебский и иерей Всеволод Шамохов. Их останки покоятся за церковной оградой. Село со временем разрослось, а в годы советской власти стало частью города химиков Чирчика. Строили его молодые люди со всей страны, здесь они влюблялись, женились, обзаводились детьми. Венчались, крестили малышей в этой церкви. В 70-е и 80-е годы прихожан было много. Позднее в силу известных причин начался отток русских.
- Сейчас постоянных прихожан около ста, - говорит настоятель храма иерей Николай Будура. - Все больше бабульки. В обычные дни молятся человек 25, в основном пенсионеры. На воскресные службы людей приходит больше, а по православным праздникам в церкви яблоку негде упасть, приезжают даже из других городов. Среди прихожан не только славяне, есть крещеные татары, встречаются корейцы и даже (здесь священник понизил голос) люди коренных национальностей.
Правда, это большая редкость, чтобы в православный храм ходили местные жители - узбеки в отношении религии очень консервативны. Хотя вот одна молодая пара решила венчаться: он - узбек, она - русская. И наперекор воле родителей молодой человек принял православие. Что не делает любовь с людьми!..
Узнали мы здесь и о том, что поскольку в епархии нет мужского монастыря, то ядром будущей обители избран храм в Троицком. Тут есть несколько послушников, которые пока заняты по хозяйству. В их среде - свои коллизии. Павел приехал из Киргизии, до этого "испробовав" различные секты. Уже будучи послушником, встретил молодую прихожанку - они поженились, родили ребенка. Из послушников Павла, естественно, отчислили, но он попросил оставить его работать при церкви.
С мусульманским миром храм уживается. Отношений не испортил даже тот случай с молодым парнем, принявшим православие. Здешний мулла пожаловался настоятелю, что подобный эпизод не единичен - не только молодые, но и взрослые люди идут к баптистам, в другие религиозные объединения. "То же самое у нас, - вздохнул иерей Николай Будура. - У одной нашей прихожанки сын аж в кришнаиты подался. Время, видать, такое, сложное, в душах и умах - брожение"
Местные предприятия, русские бизнесмены помогают храму. Что-то приносит плата за проведение обрядов, пожертвования. С последними случился конфуз. Как-то явились местные налоговики и пытались назначить платежи с пожертвований для реставрации. Правда, быстро ретировались, пристыженные настоятелем:
Как и при освящении храма 100 лет назад, празднование его векового юбилея обещает быть торжественным и многолюдным. Ожидается приезд правящего архиерея - архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, прибудут гости из Москвы, из многих православных приходов Среднеазиатской епархии.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев