РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.46, 29 ноября 2000.
Содержание выпуска.
АЛЕКСИЙ II ГОТОВ ВСТРЕТИТЬСЯ С ИОАННОМ ПАВЛОМ II. НО НЕ УТОЧНЯЕТ, КОГДА ИМЕННО
Архип Ангелевич
Известия, 29.11.2000, с. 2
28 ноября, беседуя с предстоятелем Русской православной церкви, президент Италии выразил надежду, что встреча патриарха с папой римским все-таки состоится. В ответ он услышал, что это возможно, но прежде должны быть устранены некоторые препятствия.
Ссылки на то, что Ватикан занимается прозелитизмом на западе Украины, сталкивает греко-католиков с православными, повторяются из года в год, из месяца в месяц. Но скоро от них придется отказаться. Во-первых, напряжение ослабло. Можно подозревать в неискренности греко-католического епископа Юлиана Гбура (Львов), который заявил в интервью Кестонской службе новостей, что "конфликт между нами надуманный", - но ведь и православный архиепископ Митрофан (Юрчик) признал, что "все еще есть проблемы в некоторых местах", не более того. Ватикан ныне ведет достаточно осторожную политику на западе Украины, поддерживая не столько униатов, сколько "полноценных" католиков латинского обряда. Во-вторых же, и в главных, линия разлома проходит на Украине внутри православного мира.
Сейчас там действуют три основные юрисдикции: Украинская православная церковь (УПЦ), подчиняющаяся РПЦ; Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Киевский патриархат (УПЦ КП). Президент Леонид Кучма демонстрирует расположение к православным "москалям"; глава УПЦ митрополит Владимир (Сабодан) позавчера награжден орденом. Однако при этом политически Кучма заинтересован в создании единой "национальной" церковной институции. В августе он обратился к московскому Архиерейскому собору с просьбой даровать УПЦ полную автономию, что означало бы рождение новой автокефальной церкви, не враждебной Москве и при этом украинизированной.
Не дождавшись ответа, он избрал новый путь для решения старой задачи. Как на днях сообщили агентства, под каноническим "прикрытием" Вселенского патриарха Варфоло]ямея начались деятельные переговоры по объединению обеих "немосковских" церквей; как только процесс завершится, Варфоломей признает новую православную церковь, и с этим придется считаться всем. Во главе ее, по версии Кестона, может встать митрополит Андрей (Горак), запрещенный Москвой в служении, но не лишенный сана. Учитывая, что у Варфоломея давние и отлаженные отношения с папским престолом, а Горак рукоположен покойным филокатоликом митрополитом Никодимом (Ротовым), вопрос о визите Иоанна Павла II на Украину можно считать предрешенным. После чего традиционные доводы Московского патриархата обессмыслятся сами собой.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев