ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.46, 29 ноября 2000.

Содержание выпуска.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ) БЫЛА РАНЬШЕ ИЗВЕСТНА КАК ОРГАНИЗАЦИЯ, ОЧЕНЬ ЗАКРЫТАЯ В ФИНАНСОВОМ ОТНОШЕНИИ
Отдел Долгосроч Инвестиций
"Небесная бухгалтерия", Коммерсантъ-Деньги, 29.11.2000, с. 20

Несмотря на то что в последние годы в прессе было много сообщений о торговле табаком и нефтью, которую якобы организуют церковные иерархи, ни одно из них не могло побудить представителей церкви рассказать о своей "кухне" ровным счетом ничего. Постепенно такие публикации сами собой сошли на нет, как вдруг на недавнем архиерейском соборе о дефиците бюджета патриархии заговорил сам патриарх Алексий II. Наш корреспондент Елена Бехчанова попробовала выяснить, что заставило руководителя РПЦ, можно сказать, публично обсуждать деликатный денежный вопрос. Не грозит ли патриархии банкротство?
На соборе патриарх говорил, что в Московской патриархии бюджетный дефицит составляет примерно 16 млн рублей в год. Это в основном получается из-за епархий: они, дескать, не перечисляют в центральный бюджет положенные церковные налоги. Патриарх опасается, что скоро не сможет финансировать церковные учебные заведения.
Корреспондент Ъ обратился за разъяснениями церковной экономической политики к заместителю руководителя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии епископу Калужскому Клименту. Именно его отдел пресса называла организатором скандально известного беспошлинного ввоза в Россию табака и вывоза нефти.
Владыка Климент рассказал, что с точки зрения экономики Российская православная церковь представляет собой множество полностью автономных, неподотчетных центру предприятий. Они обязаны отчислять в Московскую патриархию церковный налог, который достаточно скромен - всего 10% совокупного дохода епархии.
Из 80 епархий 30 не платят этот налог вообще: ссылаются на тяжелое материальное положение. Оставшиеся 50 перечисляют не 10, а только 3 4% от своего официального дохода. В рублях это составляет примерно 3 4 млн. Таким образом, официальный суммарный доход епархий православной церкви составляет всего 300 400 млн рублей. Реальный суммарный доход неизвестен, но, по общецерковному мнению, он превышает официальный как минимум в 10 раз. Все без исключения епархии уклоняются от церковного налога, платят патриархии слишком мало, хотя, как отметил на архиерейском соборе Алексий II, "многие епархии роскошествуют".
Раньше патриархия финансировала достаточно много проектов в регионах, но постепенно перестала это делать.
- В последнее время Москва очень редко финансировала епархии, - рассказал епископ Калужский Климент. - В 1997 году Московская патриархия выделила на провинциальные монастыри и приюты 5 млн рублей, в 1999-м - всего 1,5 млн.
Таким образом, Русская православная церковь, которая в силу своей закрытости может казаться монолитной абсолютной монархией, на самом деле оказалась в состоянии феодальной раздробленности. Патриарх - не более чем первый среди равных. Он вынужден жить, так сказать, на собственные доходы: большую часть поступлений в центральный бюджет дают пожертвования спонсоров и доходы с расположенных в подмосковном Софрине и московском Свято-Даниловом монастыре церковных предприятий, выпускающих церковную утварь и религиозную литературу.
- Епархии дают примерно 5% поступлений в центральный бюджет, - сообщил Ъ владыка Климент. - Доход от предприятий и пожертвования спонсоров приносят по 55 и 40%.
Из бюджета Московской патриархии, который в последние пять лет существенно не менялся и составлял примерно 40 млн рублей, оплачиваются представительские расходы патриарха, разовые гуманитарные акции вроде открытия детских приютов и содержание трех дотационных учебных заведений: Московской, Санкт-Петербургской и Тобольской духовных академий.
В последние годы патриархии стало особенно остро не хватать бюджетных денег. По словам владыки Климента, содержание Московской, Санкт-Петербургской и Тобольской духовных академий обходится все дороже, и у патриархии остается все меньше свободных денег на представительские расходы и гуманитарные программы. А епархии сколько перечисляли, столько и перечисляют. В 1997 году содержание учебных заведений обходилось патриарху примерно в 22 млн рублей, в 1999-м - уже примерно в 31 млн. Образовался дефицит в 18 млн рублей, который был частично погашен из имевшихся у патриархии резервов. Но итоговый дефицит все равно оказался очень существенным. Он составил примерно 16 млн рублей. Патриарх оказался перед выбором: надавить на недисциплинированные епархии и добиться от них увеличения поступлений в бюджет или сэкономить на своих расходах.
Средств для давления на епархии у патриарха нет. Он может сколько угодно взывать к совести епископов, но заставить их платить он не может. Остается выбор: сэкономить на представительских расходах или урезать финансирование семинарий. Судя по выступлению на соборе, патриарх выбрал второй вариант.
В учебном комитете Московской патриархии решение патриарха не вызвало большого беспокойства. Большинство церковных учебных заведений (57 семинарий и училищ) и так справляются своими силами. Если патриарх действительно прекратит финансировать Московскую, Санкт-Петербургскую и Тобольскую семинарии, они просто последуют примеру всей остальной церковной России. В своем переходе на самоокупаемость они видят естественное проявление традиционной экономической самостоятельности отдельных церковных учреждений. Перспектива остаться без патриаршего довольствия их не пугает.
- Без работы мы не останемся, - уверен ректор Московской духовной академии и семинарии, председатель учебного комитета Московской патриархии епископ Верейский Евгений. - Никогда еще в России не было такого дефицита профессионально подготовленных священников. Открываются новые храмы, нужны новые священники. Посмотрите на Москву: до 1988 года здесь было 40 храмов, сейчас - почти 400. За 10 лет число храмов увеличилось в 10 раз. Теперь представьте то же самое в масштабах всей страны. Откуда взять столько настоятелей? Вот и берут на работу недоучек. Епископы по необходимости рукополагают священников, не получивших полного церковного образования, дьяконов например. Но патриарх на каждом архиерейском соборе настаивает: рукополагать можно только священников с семинарским образованием. Так что рано или поздно всем этим священникам-недоучкам придется идти к нам учиться и оплатить свое обучение. Так что, если надо, обойдемся и без финансирования из бюджета Московской патриархии.
Три дотационные семинарии, на которых решил сэкономить патриарх, уже сейчас в значительной мере содержат себя сами. Им помогают спонсоры, государство и приходы, посылающие своих батюшек в Москву учиться.
В Московской духовной академии и семинарии, расположенной в Сергиевом Посаде, получают профессию священника выходцы из государств всего бывшего Союза. 700 человек учатся на очном отделении, еще 1000 - на заочном, без отрыва от своего "производства", прихода. Ежегодно Московская духовная академия выпускает 90 новых священников.
Во дворе духовной академии чистота и порядок как в образцовой военной части. Повсюду свежая краска и следы ремонта. Никаких признаков экономического кризиса. Здесь решается судьба будущих настоятелей, отсюда их могут распределить в богатый приход в центре России или в сибирскую глушь. Это зависит от того, на каком счету у преподавателя выпускник. Поэтому преподаватели окружены почетом и не бедствуют, несмотря на официальную заработную плату 800 рублей. В церковной системе вообще не удивляются размерам зарплат. Так, средняя зарплата преподавателя провинциальной семинарии (с количеством студентов 90 100 человек) - 100 300 рублей в месяц. Семинаристы профессионально вкрадчивы и на вопрос, как их наставники ухитряются существовать на такие деньги, отвечают встречным вопросом.
- Экономические трудности? А кому сейчас легко? - улыбается и отводит глаза будущий теолог Алексей. - Церковь нас не оставит. В этом году из окрестных приходов прислали 140 тонн картофеля. Перезимуем.
За каждым заочником - приход, с которого он кормится, как принято говорить среди священнослужителей. Таким образом, семинария кормится приходами своих воспитанников.
Немного денег дает и государство. Здание Московской духовной академии - архитектурный памятник и содержится отчасти из госбюджета.
- В прошлом году заменили кровлю царских чертогов, - говорит владыка Евгений. - Спасибо Министерству культуры.
Владыка Евгений не ропщет на патриарха за его решение оставить Московскую духовную академию без финансирования еще и потому, что его учреждение от этого немного потеряет.
- Мы и так до сих пор живем по бюджету 1996 года, - говорит владыка Евгений. - Так что нам, в сущности, нечего терять.
Задолго до архиерейского собора в академии ввели новую экономическую политику.
- Мы уже два года назад ввели платные курсы для заочников, - говорит владыка Евгений. - Думаю, что это справедливо. Епархии восстанавливают массу храмов и монастырей, тратят на это все свои деньги, а о том, что служить в этих храмах некому, не думают. Новые рабочие места создают, а на учебу людей присылают к нам - так пусть платят за их обучение.
В желающих получить высшее церковное образование недостатка нет, хотя выпускники духовных академий официально не считаются специалистами с высшим образованием и могут рассчитывать на работу по специальности только по церковной линии: семинарии до сих пор не получили права выдавать диплом государственного образца. Почти 10 лет церковные преподаватели ведут борьбу со светскими философами за право обучать по специальности "теолог".
- Государственную лицензию мы получили, а вот государственной аккредитации до сих пор не можем добиться, - жалуется владыка Евгений. - После 1991 года все преподаватели научного атеизма потеряли работу и срочно переквалифицировались в "теологов". А теперь эти научные атеисты учат нас, как нам преподавать теологию.
В том, что церковь рано или поздно отвоюет у светских философов специальность "теолог", владыка Евгений не сомневается и уверен, что после этого желающих обучаться в Московской духовной академии станет еще больше.
Вокруг Московской духовной академии благолепие Сергиева Посада. Сусальное золото на куполах. В любой день недели толпы туристов и паломников. Благодаря их деньгам местные жители больше не зависят от агонизирующих заводов и зарабатывают туристическим бизнесом. Койка в деревянной хибарке с протекающей крышей обойдется приехавшему на богомолье в 10 рублей плюс помощь по хозяйству. Неудивительно, что местные жители просто молятся на лавру. Церковные лавки тоже не бедствуют.
По словам владыки Климента, рентабельность снабжающего эти лавки производственно-художественного предприятия "Софрино" все время оставалась на одном уровне. Ее не поколебал даже кризис 1998 года. Значит, церковный товар - товар "эластичного" спроса. Так же, как хлеб или водка. От него отказываются в последнюю очередь. Стоимость церковному товару придают священники, поддерживающие в людях веру и одно из ее проявлений - спрос на ритуальные атрибуты. Поэтому священники - не только духовная, но и материальная опора церкви, а значит, церковь никогда не оставит семинарии. Они будут процветать до тех пор, пока процветает церковь.
Но сам факт того, что патриарх вынужден отбирать деньги у собственных лояльных семинарий, а не у мятежных "роскошествующих" епархий, подтверждает, что церковный "центр" окончательно утратил власть над церковными "регионами". И надо что-то менять.
О том, чем современная церковная экономика отличается от светской, нашему корреспонденту рассказал заместитель руководителя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии епископ Калужский Климент.
- Патриарх обвинил в кризисе центрального бюджета епархии. Но они дают в бюджет патриархии всего 5%. А что насчет остальных 95% дохода, поступающих от спонсоров и церковных предприятий?
- Экономический кризис ударил и по церковным предприятиям. Например, доход "Софрино" зависит от того, как его продукцию покупают приходы. Если у прихода стало меньше денег, он стал меньше брать - "Софрино" заработает меньше. Но я не говорю, что церковные предприятия стали убыточными. Их рентабельность осталась на прежнем уровне.
- А спонсоры? По-прежнему охотно жертвуют на церковь?
- Жертвуют, но мы часто разочаровываемся в предпринимателях. Допустим, у меня в Калужской епархии священник дает бизнесмену рекомендацию, надеясь, что тот, в свою очередь, пожертвует на храм. А тот берет рекомендации и исчезает.
- То есть вас "кидают"?
- Да, "кидают", часто "кидают".
- Вам не кажется, что чрезмерная экономическая самостоятельность епархий приведет к их полному обособлению от центральной власти? Подобная дезинтеграция идет в структуре светской власти, и президент пытается с ней бороться. Не собирается ли патриарх последовать его примеру в отношении епархий?
- Нет, церковная власть живет по другим принципам. У нас никогда не было экономической централизации, и она нам не нужна.
- Вы не считаете, что при такой экономической самостоятельности епархий их главы могут соревноваться в могуществе с олигархами?
- Я бы не сравнивал архиепископов с олигархами: у церкви совсем другое отношение к деньгам. Мы не оборачиваем деньги. Среди нас нет богатых людей. Как только деньги появляются, сразу тратим на разные церковные нужды. У меня, например, всегда с собой пачка платежек.
- Государство сейчас пытается провести ревизию капиталов крупных собственников. Церковь - очень крупный собственник. Не собирался ли патриарх своим заявлением на соборе предвосхитить попытки инспектировать церковную казну?
- Нет, таких попыток со стороны государства не было. Другое дело, что новая власть не вполне правопреемна по отношению к прежней, и какие-то приоритеты в церковных отношениях, очевидно, изменятся.
- А сейчас какие приоритеты у церкви? Какие предприятия больше всего помогают церкви?
- Я бы назвал "Газпром", "ЛУКойл", Внешторгбанк. Последний, кстати, уже согласился принять участие в совместной программе поддержки церковного образования.
- То есть проблема с бюджетным дефицитом, о которой говорил патриарх, решена? Значит, не в епархиях было дело?
- Нет, проблема еще не решена, все на стадии переговоров.




TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев