ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.46, 29 ноября 2000.

Содержание выпуска.

НАУКА И РЕЛИГИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
Али Султанов, доцент ДГСХА
Дагестанская правда, 17.11.2000, с. 1

Постоянный автор газеты "Дагестанская правда" М. Абдуллаев в одной из своих статей ("ДП" от 28 октября ) отмечает: "Наука у нас находится сейчас в тяжелейшем положении. Она почти не финансируется, ученые поставлены в унизительное положение. Занятия наукой не имеют ни морального, ни материальною стимула". Действительно, процессы, происходящие ныне в экономике и социально-политической жизни как в России, так и в РД, являются убедительным доказательством отставания, даже можно сказать прекращения научных исследований и отсутствия научного прогнозирования, особенно в сельскохозяйственном производстве.

Али Султанов

В Республике Дагестан в настоящее время функционирует сеть научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, занимающихся вопросами сельского хозяйства... Однако эффективность научно-исследовательских работ за последние 10 лет крайне низка. Такое положение объясняется тем, что организация научной деятельности учреждений и вузов рассматривается разрозненно.
Все мы знаем, что любое общество при любой форме собственности держится на четырех столпах: науке, здоровье, культуре и экономике. Главный столп - знание - наука, не в смысле просвещенности и приспособленности к повседневной жизни, а именно знание в науке и религии, которые взаимосвязаны между собой. Духовно необразованные псевдоученые этого не понимают и науку противопоставляют религии.
Не должны забывать, что лучшие умы мировой науки, такие, как Аристотель, Эйнштейн, Ньютон, Ломоносов, Павлов, Менделеев, Циолковский - были глубоко верующими и признавали сотворение мира Богом...
За последние 10-15 лет наука не только не отрицает религию, но с каждым годом, лень за днем все больше убеждается в истинности священных писаний. Поэтому содружество науки и религии крайне необходимо для нормальной жизни человечества и для объективного ведения научно-исследовательских работ.
Многие красноречивые суры Священного Корана пробуждают интерес к просвещению, обогащению знаниями и не ставят никакой преграды между наукой и религией, как этого хотят отдельные ученые - атеисты, не знакомые с азами Ислама. Сура 39 аят 9 в Священном Коране говорится: "Скажи: Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?"
Примечательно, что термины и понятия по астрономии, геологии, математике, физике, биологии, философии. логике, истории, литературе и многим другим наукам обогащены и взяты из религиозных писаний, в т.ч. и из Священного Корана. Были еще в древности и великие арабские ученые - алимы: энциклопедист - Ибн Сина, математик - Ибн-Хасим, анатом - Ибн-Нафис, философ - Ибн-Ружд, химик - Жабир Ибн-Хаям - все они были верующими, но вера в Аллаха не помещала им быть всемирно известными учеными. Правильно отмечает профессор: "Выдающуюся роль в жизни общества могли играть и играли духовные деятели, будучи наиболее подготовленными и тесно связанными с трудовыми массами..."
Придавая огромное значение науке-знанию, наш пророк Мухаммад (г.с.) сочинил много бесчисленных Хадисов, Вот некоторые из них: "Изучение наук - обязанность каждою мусульманина и мусульманки". "Один час, посвященный получению знаний, приравнивается ко всей ночи, проведенной в молитвах", "Наилучшее из служений Всевышнему - это поиск знаний", "Знания наш самый ценный капитал".
Как отмечает профессор ДГУ М.Вагабов, в нашей стране недостаточное внимание уделяется изучению ислама, нет специальных институтов и центров по исследованию, тогда когда при царской власти существовало несколько центров и отделов по изучению ислама в России, которые внесли огромный вклад в мировую науку об исламе. В прошлом широкое распространение ислама поучил и Дагестан, который не только на Северном Кавказе, но и во всех арабоязычных странах и во все времена считался страной знания и научного поиска. Профессор М.Абдуллаев пишет, что "неслучайно наш край называется "Бахр-аль-гильм" - море наук...
Что касается финансирования науки, то, как констатирует профессор М.Аблуллаев: "Критерием при этом служат не их актуальность и научный уровень, а общественное положение и пробивная сила авторов".
Коротко сопоставим советские и нынешние рыночные времена в деле полготовки научных работников. Раньше в 60-е годы, когда мы были аспирантами, для проведения экспериментальных исследований нам без ограничений выдавали не только командировочные расходы, но и денежные средства для покупки подопытных домашних животных, брали с собой походную лабораторию, портативную рентгеновскую аппаратуру, фотоаппарат в зависимости от выполняемой темы научного исследования. По воле Великого Аллаха времена резко изменились. В настоящее время как аспиранты, так и научные работники не имеют ни опытные поля, ни подопытных животных и ни одной копейки командировочных и хозяйственных расходов.
Необходимо отметить, что в республике отсутствует должное и регулярное взаимодействие между учеными-исламистами, работающими в государственных учреждениях, и духовными алимами, работающими в исламских учебных заведениях, отсюда и распыленность духовенских интеллектуальных сил. В настоящее время в РД исламской наукой независимо друг от друга занимаются: кафедра основы рслигиоведения и кафедра востоковедения ДГУ, кафедра арабского языка ДГПУ, кафедра философии ДГМА, отдел востоковедения ДНЦ РАН и исламские учебные заведения. Помимо них на базе кафедры рслигиоведения ДГУ создан центр исламских исследований, а также организован самостоятельный институт религиоведения и коммуникавистики. Уместно отметить, что во всех государственных структурных подразделениях вопросами ислама занимаются только одни доктора и кандидаты философских наук, нет ни одного исламского богослова.
Исходя из вышеизложенного, для интеграции и координации деятельности исламистов РД целесообразно организовать объединенный научно-методический и консультативный орган на базе одного из духовных высших учебных заведений, в частности, на базе Северокавказского исламского университета.




TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев