РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.47, 7 декабря 2000.
Содержание выпуска.
СКОЛЬКО В СТРАНЕ ВЕРУЮЩИХ?
Павел Пучков, академик Российской академии естественных наук, руководитель Центра по изучению религий и этноконфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии РАН.
Труд, 07.12.2000
Госкомстат почему-то не желает выяснить религиозную структуру населения России.
Если наше государство стремится строить свои отношения с религиозными организациями на научно выверенной основе, оно прежде всего должно детально знать конфессиональный состав населения страны. Однако сейчас надежных данных о его религиозной структуре нет. И потому в прессе, и даже в научной литературе можно встретить резко противоречивые сведения о численности последователей разных конфессий (например, количество российских мусульман определяется от 13-20 млн. до фантастической цифры в 60 млн. человек). Казалось бы, эту неразбериху можно было бы успешно устранить во время намечаемой на 2002 год Всероссийской переписки населения. К сожалению, руководство Госкомстата, которое призвано проводить эту акцию, не пожелало включить в переписанные листы вопрос о конфессиональной принадлежности людей. И это несмотря на то, что Институт этнологии и антропологии РАН, занимающийся многие годы проблемами переписи населения, неоднократно рекомендовал Госкомстату определить в ходе предстоящего учета также и религиозную принадлежность россиян.
"Пункт о религии" ставился в переписях нашего населения всего два раза: в 1897 и 1937 гг. Причем данные переписи 1937 года обнародованы не были (если не считать публикации отдельных материалов этого переписного учета в неофициальном порядке через шесть десятилетий). Более того, итоги переписи 1937 года были аннулированы, а руководители, проводившие ее, расстреляны как враги народа. И все потому, что итоговый материал показал не те цифры отхода жителей СССР от религии, какие хотелось бы видеть высшему партийному руководству страны. Оказалось, что, несмотря на жестокое преследование религиозных людей, яростную атеистическую пропаганду и прямую опасность объявить себя во время переписи верующим человеком, свыше 56 процентов жителей СССР все же назвали себя принадлежащими к той или иной конфессии, и прежде всего, конечно, к столь ненавидимому тогдашними властями Православию.
С той поры минуло более шести десятилетий. В России произошли коренные политические перемены. Стало возможным верить в Бога, не опасаясь репрессий. Религиозные объединения заняли достойное место в жизни страны. Но когда наш Институт этнологии и антропологии недавно в очередной раз предложил руководству Госкомстата включить в программу переписи населения такой важнейший вопрос, как религиозная принадлежность, его председатель в ответном письме подтвердил прежнюю позицию. Аргументируя ее, он сообщил, что если во время переписи 1897 г. вопрос об вероисповедании был весьма актуален, то "в настоящее время положение изменилось, и, несмотря на усиление в обществе интереса к религии, данный вопрос уже не носит столь важного значения" (?!). Оставим на совести руководителя Госкомстата это "умозаключение", отметим лишь, что ему, вероятно, представляются более актуальными такие включенные в программу переписи вопросы, как "период постройки дома", в котором проживает опрашиваемый, и "материал наружных стен этого строения"...
Хотелось бы, чтобы соответствующие государственные структуры постарались убедить руководство Госкомстата изменить его нынешнюю негативную позицию к определению во время предстоящей переписи религиозной принадлежности населения. Это требуется во имя получения объективной информации, без которой невозможно обойтись, выстраивая в новых исторических условиях плодотворные государственно-конфессиональные отношения.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев