РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.47, 7 декабря 2000.
Содержание выпуска.
РЯСА ДЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Врачи и священники садятся за стол переговоров
Татьяна Трифонова
Известия (Санкт-Петербург), 01.12.2000, с. 1
"Обходились же раньше без всех этих "психо-", и прекрасно жили!.." - считают ярые противники психологии, психотерапии, психоанализа. Впрочем, таких немного. Здравомыслящие люди не отрицают пользы врачевания словом, но склоняются вс больше к тому, что лучший психолог - это священник...
- Мы - психотерапевты по наитию, - объясняет наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий.
Сам архимандрит фундаментальными знаниями по психотерапии не обладает, но иногда ему приходится лезть в специальные книги, чтобы разобраться с соматическими признаками той или иной душевной болезни... Грамотный священнослужитель, конечно, понимает, что на каком-то этапе его полномочия заканчиваются, и человеку необходима уже помощь специалиста иного рода. Служители церкви призваны врачевать недуги духовные, а доктора - душевные, но как отделить одно от другого? Не секрет, что святые отцы к психиатрии и психотерапии советской закалки относятся с предубеждением. Бытует даже мнение, что Православная Церковь в принципе не приемлет психотерапии и психоанализа (хотя на самом деле это не так). А врачи-"классики", в свою очередь, не очень-то жалуют церковников и союзниками их не считают.
- Но сегодня ситуация такова, что мы просто обязаны попытаться объединить свои усилия, - говорит архимандрит Назарий.
С этой целью в Петербурге впервые созывается форум по проблемам психического здоровья, где за стол переговоров сядут медики и священнослужители. Конференция в лавре, которую организуют Санкт-Петербургская епархия и Общественная служба психического здоровья, посвящена проблемам наркомании, алкоголизма, насилия, влиянию на молодежь деструктивных сект. С "демонами", разрушающими наше общество, как показывает практика, ни врачи, ни церковь порознь справиться не могут. Священники признают, что наилучшего результата в совместном лечении они добиваются, если психотерапевт - сам верующий. Тем не менее и доктора-агностики, и даже закоренелые атеисты вполне могут стать соратниками пастыря в борьбе за исцеление душ. Но при этом перед ними как перед партнерами встает сложнейшая задача: разграничить медицинскую и религиозную компетенцию в интересах прихожанина-больного. Медикам, по мнению священнослужителей, для этого следует подучиться, чтобы хотя бы знать, что такое православие, что такое секты, и квалифицированно отвечать на вопросы пациентов. А служители церкви чем дальше - тем больше ощущают нехватку знаний по психологии и психиатрии. Когда-то в Петербургской духовной академии преподавались психологические науки, но постепенно этот курс съежился и усох. Теперь, по всей видимости, назрела необходимость возродить его на новом витке. Это тем более актуально, учитывая нынешнее засилье лжепсихологов. Подкованный священник, во всяком случае, поможет человеку разобраться - стоит ли идти к "магу-психотерапевту" или все-таки лучше обратиться в серьезную клинику?
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев